Бюрократия: что означает простыми словами

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:

  1. Классическая;
  2. Профессиональная;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

  • Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
  • Организация работы с течением времени не меняется.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

  • Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
  • Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

  1. При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
  2. При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
  4. Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.

В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности

Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Зачем нужен бюрократический аппарат

Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.

Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Скачать книгу

Без бюрократии нельзя

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.

Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал, приближение к которому даст возможность:

  • чётко распределять функции между чиновниками;

  • успешно достигать цели путём личной заинтересованности в них чиновников;
  • принимать квалифицированные своевременные решения;
  • тщательно отбирать и проверять информацию.

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Что такое бюрократия?

Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:

  • является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
  • позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.

В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:

  • «вертикальные» информационные потоки;
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа — представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).

Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

Бюрократизм и бюрократия. Системный анализ

Системный взгляд на проблему бюрократии и бюрократизма позволяет увидеть, что это явление полностью обусловлено существованием в обществе кожной меры. Еще в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером была сформулирована концепция рациональной бюрократии, которая стала одной из самых полезных идей в сфере общественных наук. Он предлагал скорее модель бюрократии, основные элементы которой полностью базировались (с точки зрения системно-векторной психологии) на ценностях кожной меры, которая, собственно, и организует всю систему управления в обществе, создает четкую структуру власти, природно поддерживая с помощью этой структуры уретрального вождя (харизматическую личность, способную сплачивать вокруг себя человеческую стаю).

Прежде всего, согласно Максу Веберу, работа каждого члена бюрократической системы должна базироваться на четких правилах, которые призваны сделать весь процесс управления наиболее эффективным и рациональным, защитить клиентов от произвола чиновников, то есть бюрократизма. Здесь проявляются такие ценности кожного вектора, как регламентация, эффективность, рационализация любого процесса.

Второй элемент бюрократической модели Макса Вебера — это обезличенность взаимоотношений, как между членами бюрократической структуры, так и при ее внешних взаимодействиях. Согласно этому принципу, подбор чиновников и управленцев должен осуществляться не на основании личных привязанностей и симпатий, а только исходя из профессионализма и компетентности кандидата. Кожный вектор всегда сохраняет дистанцию в отношениях, не позволяя основываться на чувствах, а только на принципе наибольшей пользы и выгоды для дела. «Бизнес, и ничего личного» — любимая поговорка кожного управленца.

Специализация и разделение труда в бюрократической системе, когда для каждого сотрудника четко определены обязанности и сфера деятельности, тоже влияние кожного вектора. Индивидуализм, разделение труда, стандартизация — принципы организации любого процесса кожной мерой.

И наконец, четкая вертикальная иерархия, свойственная любой бюрократической компании и описанная Максом Вебером, отражает природную иерархию, которая существует в животной стае и до сих пор определяет жизнь человеческого общества. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находится большинство, управляемое меньшинством, находящимся на более высоких ступенях иерархической лестницы. Как уже говорилось, на самом верху этой пирамиды находится уретральный вождь, а более низкие по отношению к нему позиции в управлении занимают кожные командиры, лидеры среднего звена, которые и составляют основу бюрократической системы. Именно для них справедливы все описанные выше принципы.

Важность в обществе

Некоторые американцы сегодня утверждали бы, что бюрократы не важны в обществе и нет никакой потребности в них; однако, мы имеем дело с параметрами настройки бюрократов / бюрократическими параметрами настройки ежедневно, такой как в школах, больницах и нашем правительстве. Бюрократы играют жизненно важную роль в сегодняшнем обществе, но есть много недоразумений бюрократа. Некоторые могут думать соглашение бюрократов с людьми, но не обязательно непосредственно. Они имеют дело больше со случаями, чтобы выполнить много решений, принятых правительством. Бюрократы помещают государственную политику в движение, и в результате федеральная бюрократия оказывает большое влияние на определение политики. Одна из ролей бюрократии должна сделать правила, которые управляют, как выполнены законы. Эти бюрократы занимают несколько административных позиций, некоторые из которых являются положениями в правительстве, менеджерах отдела и наблюдателях. Эти бюрократы очень хорошо осведомлены в своем обществе и стремятся к контролю и эффективности. Они обучены положиться исключительно на факты. Они не позволяют своим личным верованиям вмешаться в бизнес. Бюрократы очень важны. Они могут влиять на политику и выбрать действия, которые приносят пользу нашему обществу. Нам нужны бюрократы, чтобы сформировать и сообщить общественности. У всех нас есть правила соблюдать, которые требуют развития структуры и организационных ожиданий

Пример жизненно важной роли в обществе был бы: губернатор Полики и законы

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

  1. Сдав экзамен.
  2. Заплатив за назначение.
  3. Получив рекомендацию.

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Бюрократизм и бюрократия в России

Несмотря на распространенное мнение, что Россия — это страна бюрократов, количество чиновников у нас гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. По сообщению РИА «Новости», «слухи о высоком уровне бюрократизации в России сильно преувеличены» (www.ria.ru). Согласно исследованию экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», самый низкий уровень бюрократизации наблюдается, как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. Это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Не правда ли, удивительное открытие?

Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).

Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.

В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.

Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

История

Термин ‘бюрократ’ был сначала использован в печати во время Французской революции журналистом Фоуиллуксом в Дучесне Père в 1791, сочиняя, что объект большая часть получения его отвращения был бюрократом, предвестником ‘нового способа рабства’. Работа бюрократа была вокруг для многих поколений, из Древнего Китая, Римской империи, церкви, Османская империя в королевства Европы. Бюрократы в Соединенных Штатах произошли, когда эти 13 колоний стали страной и устали от тиранической британской исполнительной власти. Эти 13 колоний стали объединенными и имели системные изменения в общепринятых политических устройствах и институциональных механизмах, о которых сначала нужно было договориться, чтобы начать приспосабливать национальные административные мощности к американцам. В первом Континентальном Конгрессе 1775 база американских бюрократов, их цели, начала развиваться. Их цель в это время состояла в том, чтобы покончить с британской административной властью и иметь их собственные учреждения администрации. Вашингтон, Гамильтон, Джефферсон и многие другие имел дело с большинством административных проблем, с которыми президенты и начальники отделов сталкиваются сегодня. Усилия должностных лиц и организованных политических групп, чтобы увеличить популярный контроль правительства непреднамеренно посадили семена современных бюрократических полномочий. Ранние американские бюрократы должны были следовать за президентскими идеалами административных обязанностей и властей в страну. Президенты как Адамс и Джефферсон назначили бюрократические пятна для людей, у которых была их та же самая система политического убеждения. Тогда в течение эры Эндрю Джексона он передал систему патронажа для бюрократов в том, чтобы быть нанятым. У бюрократов была бы работа основанной на их союзе с президентом Джексоном, как выступают к их навыкам как бюрократ. Это привело к популярному негодованию появляющейся административной независимости, определенно социальной привилегии, связанной с укомплектованием персоналом агентства и коррупцией, которые были продуктами этой независимости. Президент Джеймс Гарфилд не соглашался с системой патронажа, потому что бюрократы не становились назначенными для своих навыков или опыта. Идеалы Гарфилда привели к его убийству Шарлем Гито для того, чтобы не получать позицию бюрократа, который привел к закону Пендлтона, который заменил систему патронажа в назначении бюрократов. Промышленная революция и расширение страны на запад вызвали больше потребности бюрократов на работе. Самое большое изменение для бюрократов было во время президентства Франклина Рузвельта, когда он предписал Новый курс, который принес более бюрократические рабочие места в Соединенных Штатах из-за более многочисленного правительства. Тогда, когда Соединенные Штаты вошли во Вторую мировую войну, высоким требованиям войны были нужны еще больше агентств и бюрократов. После войны число бюрократов уменьшилось, но все еще осталось в более высоком уровне чем тогда, когда это сначала начало в Соединенных Штатах

Число бюрократов, работающих, не увеличилось после войны и остается вокруг тех же самых чисел сегодня в 21-м веке, но влияние бюрократов увеличилось намного выше после президентства Франклина Рузвельта и признано важной частью американского правительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector