Читать людей, словно открытую книгу: 3 техники, чтобы активировать ваше супервосприятие

Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов

Представленный учебник предназначен для высших педагогических учебных заведений. Это три книги, в состав которых входит основной курс психологических знаний, необходимых педагогам и руководителям, работающим в системе образования. В работе представлено множество сведений из разных областей психологии: социальной психологии, психологии управления, психодиагностики, психофизиологии и других. Все эти сведения имеют, как прямое, так и косвенное отношение к воспитанию и обучению.

В первой книге даны основы общей психологии. Рассмотрены такие вопросы как предмет психологии, задачи и методы этой науки, её естественнонаучные основы, взаимосвязь с другими науками о человеке (социологией, философией, педагогикой). Отдельные главы посвящены развитию психики человека и животных, сознанию человека, психологии его деятельности и познавательных процессов. Есть разделы о психологии личности и психологии взаимоотношений.

Вторая книга — учебник о психологии образования. В нём подробнейшим образом рассматриваются возрастные особенности детей, психологические основы обучения и воспитания, психология педагогической деятельности, а также множество связанных с этими темами проблем и вопросов.

Третья книга посвящена теме психодиагностики. Она состоит из двух больших частей. Первая часть — это основы психодиагностической науки и общие представления о ней, её различные аспекты. Приведена общая характеристика методов психодиагностики, и отдельно рассматриваются методы психодиагностики детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и юношей, студентов, учителей и родителей. Во второй части разговор ведётся о том, что такое экспериментальная педагогическая психология, какие существуют виды научных психолого-педагогических исследований, что такое статистический анализ экспериментальных данных и как происходит подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

В конце каждой книги приводятся полезные практические рекомендации и программы их внедрения, а также присутствует словарь основных терминов.

Методы психологического воздействия

Например, многих интересует, какими методами оказывается психологическое воздействие на людей. А ты интересовалась этим вопросом? Это полезно знать, чтобы не поддаваться манипуляциям со стороны других людей и чтобы самой применять эти методы в общении (разумеется, из добрых побуждений).

Так вот, основные методы психологического воздействия следующие:

  1. Заражение

    Это передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Человек-«мишень» обычно заражается неосознанно: эмоциональное состояние считывается подсознательно. Это касается разных сильных чувств: эйфории, восторга, паники, злости, страха.

    Заражение – древнейший метод психологического воздействия. На нем построены многие религиозные ритуалы и различные массовые мероприятия (демонстрации, забастовки, митинги, зрелища).

  2. Внушение

    Это убеждение человека при помощи слов на эмоциональном фоне. Внушение будет иметь силу, если говорить уверенно, подкрепляя смысл слов соответствующим тоном, эмоциональной мимикой и жестикуляцией. Наиболее внушаемыми являются неуверенные в себе люди и те, кто не воспринимают информацию критически (то есть подвергая сомнению и ища аргументы).

    Самый ходовой способ: манипулятор преподносит желаемое поведение человека-«мишени» как реальное, причем положительно оценивает его. Например, глава города может сказать: «Благодарю жителей за то, что они соблюдают масочный режим», хотя, на самом деле, граждане и не думали надевать маски. Такой подменой ожидаемого факта на якобы свершившийся оратор пытается побудить людей к определенному поведению.

    Или еще пример: в беседе с рассеянным коллегой может сработать какое-нибудь «люблю с тобой иметь дело, потому что ты внимательно относишься к моим словам».

    Также эффективно соединять внушаемую информацию с такими фактами, которые человек сам пережил, которые ему хорошо знакомы и вызовут отклик.

  3. Убеждение

    Это донесение информации при помощи построения логической цепочки. Самый безобидный способ, без манипуляций, фальши и эмоций.

  4. Подражание

    Воспроизведение человеком образца поведения: манеры говорить, походки, жестов, мимики, одежды и так далее. Обычно происходит на подсознательном уровне.

«Под тенью Сатурна», Д. Холлис

Холлис пишет о восьми тайнах мужской психологии, психологических травмах и способах их исцеления, а также о страхе, который управляет жизнью мужчины.

Книгу о том, как сложно быть мужчиной в современном мире, выполнять различные социальные роли и соответствовать ожиданиям, стоит прочитать и мужчинам, и всем, кто хочет их понять.

Лариса Милова

На мужчину с детства возлагают определённые ожидания, но не учат его прислушиваться к себе. Автор объясняет, как справиться с травмами и научиться строить доверительные отношения с самим собой и окружающими. Работа дополнена примерами из его психотерапевтической практики.

Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Полезный совет

Человек может скрестить руки, потому что ему холодно, или же говорить медленно, потому что так делает всегда. Напрямую программы считывания не всегда работают, и чтобы научиться читать людей, как книгу, требуется время и практика.

Думаю, раз вы открыли эту статью и прочли ее до конца, то вас заинтересует отличный практический курс профайлинга.

Курс «Профайлинг» создан для всех, кто хочет научиться разбираться в людях. В него входит:

  • Проверка вашей способности «считывать» профиль человека
  • Теория по основным психотипам и метапрограммам личности
  • Основные понятия об эмоциональном интеллекте и физиогномике людей
  • Ежедневные когнитивные тренировки и тренажеры на отработку навыков

Мотивация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

«Он: глубинные аспекты мужской психологии», Р. Джонсон

Джонсон проводит параллель с мифом о Парцифале и использует эту легенду, чтобы раскрыть глубинные психологические процессы у мужчин. Автор рассказывает, что значит быть мужчиной и как происходит его становление, объясняет истоки агрессии и плохого настроения, а также поясняет роль женщины в жизни представителя сильного пола.

У Джонсона есть аналогичная работа, но только о женщинах — «Она: глубинные аспекты женской психологии». В ней на примере мифа об Эросе и Психее он раскрывает тонкости женского мировосприятия.

Замечательные работы последователя К. Юнга об особенностях психологии и жизненного пути мужчин и женщин.

Лариса Милова

Если вы задаётесь вопросами «Что со мной происходит?» или «Почему он или она такие?», эти книги для вас.

Популярные книги экономической психологии‎

Психология денег

Простейшая книга по финансовом мышлении. Написана в стиле автобиографии и очень затягивает.
Советую почитать тем, кто не понимает разницу между активом и пассивом.

Чтобы быть финансово независимым, достаточно иметь доход 4000$ в месяц.
Миллионером быть не обязательно, чтобы жить счастливо и особо не думать о заработке.

Автор учит правильному мышлению, что важно в начале пути предпринимателя.
Показывается разница в психологии богатого человека и бедного.
Богатый финансово грамотный, идёт на риск, развивает свои сильные стороны, нацелен на результат.
Бедный уверен, что увеличить доход можно только более усердной работой.

Обзор книги о разнице в психологии богатого и бедного человека:
Обзор

Обзор книги «Квадрант денежного потока», которая приведёт вас от бедности к богатству:
Обзор

  1. Количество денег в кошельке зависит от нашей психологии.
  2. Больше всего на денежный поток влияют наши бессознательные убеждения, приобретённые от родителей.
  3. Богатые не работают на деньги, а заставляют деньги работать на себя.
  4. Минимизируйте пассивы, увеличивайте долю активов.
    Актив – генерирует доход – бизнес, недвижимость в аренде. Пассив – генерирует расход – свой дом, авто.
  5. Выбирайте работу и развивайтесь так, чтобы обернуть приобретённые навыки в актив.
  6. Если работа не ведёт вас финансовой лёгкости – ищите другую.
  7. Перестройте свою психологию на убеждение «Риск – это плюс».
    Риск должен быть не пропорциональным. Вкладываете 1000$, в случае не удачи – теряете деньги и получаете опыт.
    В случае успеха получаете 10000$ и опыт.

Роберт Кийосаки – самый известный бизнесмен в книжном бизнесе жанра «Психология денег» и «Финансовое мышление».
Похоже, что разбогател Роберт не до написания книги, а после её издания. В своей работе он утверждает обратное.

Психология отношения к деньгами

Простейшая книга об отношении к деньгами. Рекомендую читать тем, кому денег всегда не хватает.
Даются самые примитивные рекомендации о финансах, которые бедные люди не выполняют.
Не тратить все деньги, контролировать расходы, не брать в кредит, увеличивать доход.

Инвестируй там где ты силён.
Если вы хотите заработать, и вам предлагают организовать
бизнес по печати на плитке – вас всему научат и продадут оборудование – то вы и есть конечный клиент их бизнеса.
Они то знают, что на плитке не заработаешь, но на продаже оборудования и обучении – можно.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Признаки волевого акта:

  • Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
  • Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
  • Наличие плана действий;
  • Приложение усилий для выполнения чего-либо.

Подробнее о воле в психологии читайте в статьях «Психические процессы: виды и краткая характеристика» и «Воля и волевые действия». 

Рекомендуемая литература

Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.

Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.

Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.

Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к

очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться

Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.

Предисловие ко второму изданию

Книга “Психология общения” вышла первым изданием в издательстве Тартуского университета в 1974 году. Тираж ее был микроскопический – всего 750 экземпляров, и она моментально превратилась в раритет. Но это была первая монография на русском языке о психологии общения, и ее до сих пор помнят и цитируют.

Когда издательство “Смысл” предложило переиздать эту книгу для студентов-психологов, я как автор оказался в трудном положении. За более чем 20 лет (и каких лет!) психология, да и вся ситуация в стране вообще и в науке в частности, изменилась весьма основательно. Что же – переписывать всю книгу заново? Мы решили пойти по другому пути: воспроизвести текст 1974 года, дополнив его несколькими публикациями более позднего времени, показывающими, в каком направлении развивались взгляды автора книги, а также публикациями, дополняющими ее в содержательном плане (например, посвященными психологическим вопросам массовой коммуникации). Таким образом и сложилась книга, лежащая перед читателем.

В 1974 году в книге часто цитировались К. Маркс и Ф. Энгельс, да и вся концепция книги во многом опирается на философию марксизма. Не вижу никакого криминала в этом и сегодня. Так что изменений в этой части книги я не делал, если не считать чисто “косметической” правки – в нескольких местах я убрал естественные для начала 70-х годов обязательные слова и цитаты. Впрочем, мест таких оказалось на удивление мало. Я вычеркнул также два-три утверждения, от которых вскоре пришлось оказаться. Аналогичная косметическая операция произведена с текстами других публикаций.

Многие “герои” книги, бывшие тогда студентами и аспирантами, сейчас широко известны как крупнейшие специалисты. Б.Х. Бгажноков стал этнографом, доктором исторических наук и специалистом по адыгской культуре, В.С. Собкин вырос в члена-корреспондента Российской академии образования, В.К. Вилюнас – профессор факультета психологии МГУ, Ян Вальсинер уехал в Швецию и известен сейчас как крупнейший психолог и автор неплохой книги о Л.С. Выготском.

“Психология общения” трижды выходила в Германии в двух различных переводах.

Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в советской психологии”). Ожидалось, что Б.Ф. Ломов сразу же ответит. Он, однако, тянул более полугода и ответил только в номере восьмом за 1979 год (моя статья вышла в первом номере), причем довольно вяло, так что дискуссия закончилась, не успев начаться. Статья была опубликована также на японском языке.

Раздел, названный здесь “Лекционное общение”, – это отрывок из брошюры “Лекция как общение”, рассчитанной на лекторов и выпущенной обществом “Знание” РСФСР в том же 1974 году, что и “Психология общения”.

“Общение в массовой коммуникации” – раздел из коллективной монографии “Психолингвистические проблемы массовой коммуникации” (М., 1974). Первый параграф этого раздела – незначительно отредактированная статья “К психологии речевого воздействия”, впервые опубликованная в сборнике “Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации”(М., 1972). Эта статья была переведена на английский, немецкий и чешский языки.

Под названием “Искусство как общение” перепечатывается статья “Поэтический язык как способ общения искусством” (Вопросы литературы. 1973. № 6; статья была переведена на немецкий язык). Работа “Психологический подход к анализу искусства” опубликована в сборнике Педагогического общества РСФСР “Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы” в 1978 году. Наконец, статья “Телевизионное искусство глазами психолога” вышла в сборнике “Телевидение вчера, сегодня, завтра” (Вып. 4. М.: Искусство, 1984).

Публикуемые здесь статьи имеют отдельные “пересечения” друг с другом и с книгой “Психология общения”. Сначала я пытался от таких повторений избавиться, но это повело к нарушению композиции статей, и в конце концов я решил, что если студент прочитает важную для автора мысль несколько раз в разных контекстах, ничего страшного не произойдет.

… А теперь автор отступает и оставляет читателя наедине со своей книгой. Пусть дальше говорит она.

Речь

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

«Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», А. В. Курпатов

Олег Иванов психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Андрей Курпатов не просто психиатр и врач, он популяризирует психологию и психиатрию, даёт возможность простому человеку познакомиться с важными идеями, которые в дальнейшем можно с успехом применять в жизни.

Опираясь на результаты исследований в области нейрофизиологии и нейробиологии, автор доступным языком рассказывает, как работает человеческий мозг, почему он нас обманывает и можно ли с этим что-то сделать.

Научно-популярное произведение учит взаимодействовать с другими людьми и подсказывает, как грамотно использовать свой мозг для решения важных задач. Эта книга для тех, кто хочет избавиться от иллюзий и посмотреть на свою жизнь с нового ракурса.

«Красная таблетка» — первая книга трилогии. В неё также входят «Чертоги разума. Убей в себе идиота» о том, как заставить мозг работать на себя, и «Троица. Будь больше самого себя», посвящённая трём типам мышления.

Социальная психология. Г. М. Андреева

В настоящем учебнике собрано огромное количество самых разных психологических данных. Начиная с теоретических основ социальной психологии и заканчивая способами применения представленных в книге знаний на практике. Учебник рассчитан не только на студентов психологических факультетов и отделений университетов, но и на представителей других социальных групп, а именно: предпринимателей, финансистов, менеджеров, социологов, экономистов, представителей технических дисциплин и всех тех, кто применяет психологические знания в своей деятельности.

Учебник состоит из 5 разделов и 20 глав. Рассматривается место социальной психологии в системе научного знания, история формирования социально-психологических идей и методологические проблемы социально-психологического исследования. Отдельные главы посвящены закономерностям общения людей и из взаимодействия, социальной психологии групп и социально-психологическим проблемам в исследованиях личности. В заключительной части находятся практические приложения социальной психологии.

Вредная психологическая литература

Шлак. И бездоказательно считаю, что она вредная. Автор навязывает видение мира, но не конструктивное.
Антипропаганда.

Я практиковал пару «протоколов» очистки ментального мусора.
Но почувствовал себя странным типом, который вместо решения проблем, программирует себя «не видеть их».
Вместо уборки комнаты, техника подметает весь мусор под диван. Откуда его ещё сложнее убрать, а воняет он не меньше.
Как и всё «быстрое и эффективное», только навешивает шоры.

Позже узнал, что есть ещё и платные «протоколы» чистки мусора.
Представьте, если бы Иисус был коучем, пол фразы бесплатно: «Возлюби ближнего твоего, как <купить за 50$>».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector