Цель работы во введении проекта

Содержание:

Не подглядывать

У каждого человека цели и задачи будут своими, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других слагаемых. Именно поэтому человек, который страстно желает найти цель в жизни или в работе, не должен слепо копировать стремления других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий – маленькие задачи, позволяющие хорошо выполнять большую – тренироваться для достижения лучшего результата. Если обычный человек, не слишком сильно увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на каком-то турнире может стать его целью, он может добиться отличного результата, но он его, с вероятностью 99%, не удовлетворит. Цели должны быть придуманы конкретным человеком, не навязаны и не «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет приносить удовольствие, а не выматывать. Другой пример – влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если один из партнеров имеет цель в жизни, второй, еще не определившийся, может «забрать» эту цель себе и начать идти к ней вместе с любимым. Опасность такого варианта заключается в том, что в случае разрыва один из партнеров поймет, что тратил слишком много времени на чужие мечты

Вот почему важно всегда думать своей головой, даже если идея взять чужую цель кажется вполне нормальной

Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы

Написание курсовой работы, как правило, начинается с объяснения актуальности выбранной темы и постановки цели выполнения работы. Затем студенту следует заняться определением задач, которые должны подробно раскрывать цель написания курсовой работы и соответствовать изучению выбранной темы. Важным моментов написанного введения считается определение цели и задач исследования, раскрывающих проблемы, на рассмотрение которых направлен процесс выполнения курсовой работы.

Цели и задачи подчеркивают актуальность и значимость выбранной темы. Следует обозначать цель курсовой работы в соответствие с ее темой, задачи нужно формировать на основе составленного содержания курсовой работы. Необходимо отметить, что между целью и задачами есть прямая взаимосвязь, а, следовательно, они дополняют друг друга в рамках выполнения студентом конкретного курсового проекта.

Цели написание курсового проекта:

Целью написания курсовой работы является решение проблемы или получение ответа на поставленный вопрос, который должен быть обозначен в актуальности.

Если формировать цель в качестве процесса, то это будет неправильно. Такая трактовка цели как «Изучение экономических показателей» будет считаться неверным вариантом.

Задачи поставленные при написании курсовой работы:

Постановка задач исследования по определенной (выбранной) теме курсовой работе осуществляется согласно поставленной цели, они представляют собой ряд, как правило, четыре или пять конкретных последовательных этапов (путей) решения основной проблемы. Курсовая работа должна содержать теоретическую и практическую часть, это должно отражаться и в задачах написания работы.

Задачи курсовой работы взаимосвязаны друг с другом, поэтому они располагаются последовательно раскрытию теоретического и практического материала и соответствуют составленному содержанию работы.

Приведем несколько конкретных примеров определения целей и задач для курсовых работ.

Если выбранная тема курсовой работы по экономике

«Инфляция как социально-экономический процесс, проявляющейся в периоды макроэкономической нестабильности».

В цели написания работы требуется изучить инфляцию как социально-экономический процесс и определить факторы, вызывающие ее рост в периоды макроэкономической нестабильности.

Согласно поставленной цели в процессе написания курсовой работы решаются несколько основных задач:

— рассмотреть понятие инфляции, обозначить причины и формы ее проявления;

— охарактеризовать специфику увеличения инфляции в России для периодов макроэкономической нестабильности в ХХ веке;

— провести анализ причин современной инфляции в России и факторов, влияющих на ее рост, и выявить пути реализации эффективной антиинфляционной политики.

Когда тема курсовой работы по праву обозначена следующим образом «Правовой режим земель лесного фонда»,

то целью ее выполнения будет провести исследование правового режима земель лесного фонда.

В процессе написания данной курсовой работы должны решаться следующие задачи:

— рассмотреть понятие земель лесного фонда, их состав и виды;

— изучить правоотношения, возникающие в области охраны и использования земель лесного фонда;

— охарактеризовать право собственности и пользования лесными участками, включенными в составе земель лесного фонда;

— раскрыть отличительные черты понятий охрана и защита лесов в правовых основах согласно законодательству РФ.

Так для темы работы по педагогике: «Воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)»,

целью можно обозначить «Выявить педагогические методы и определить последовательность построения воспитательного процесса на примере дошкольного образовательного учреждения (название)».

Для данной курсовой работы будет поставлен ряд следующих задач:

— изучить психолого-педагогические материалы по ведению воспитательного процесса;

— рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (воспитательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, педагог, работающий в системе дошкольного образования);

— изучить построение воспитательного процесса ДОУ (название) и исследовать результаты его влияния на детей младшего дошкольного возраста;

— провести разработку практических рекомендаций для усовершенствования воспитательного процесса ДОУ (название).

Основные ошибки при формулировке задачи и целей

Мы с вами уже узнали разницу понятий “цель” и “задача”. Знаем, как их формулировать

Что еще важно понимать в самом начале, перед тем как начинать новое дело? Конечно, не бывает людей, которые бы не ошибались, но “предупрежден – значит вооружен”. Поэтому ловите список типичных ошибок, которые навредят эффективному и максимально быстрому достижению результата:

  • Нет конкретики. Цель может быть не предельно конкретной. Вы же знаете это женское “ХОЧУ, а чего – еще не определилась!”? Но чтобы избежать непоняток, старайтесь все-таки стремиться к конкретному результату. Не нужно говорить “стать опытнее” – заменяйте на конкретные навыки и умения. Размытые цели – путь в никуда.
  • Непосильные масштабы. Адекватно определяйте свое “хочу”. Если вы отучились на медсестру, но метите чуть-ли не на должность заведующего отделением, остановитесь хотя бы на окончании университета, а потом уже берите планку повыше. Масштабные цели со множеством задач разбиваем на подцели.
  • Задача созвучна с целью. Помним про главные вопросы этих двух понятий. Задачи раскрывают цель, а не дублируют ее.
  • Задача отвергает цель. Такое тоже может быть. Например, вы наметили завтра посетить родителей и до этого успеть побыть на дне рождения друга. Понятно, что после дня рождения уже не до посещений.

Простой план составления задач проекта

определить задачи творческого проектаЧто нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?

Обычно задачи творческой работы перечисляются (научиться…, разработать…, усовершенствовать…, ознакомиться…, освоить…, определить…, выбрать…, подобрать…, провести…, изучить…, развить…, соблюдать…, проанализировать…, закрепить… и т.п.).

1. Замените ниже слово «» на название Вашего изделия, слово «» — на название Ваших материалов.

  • Изучить историю возникновения такого рода изделий;
  • Изучить изделие на возможность его утилизации;
  • Изучить положительное или отрицательное воздействие на организм человека изделия;
  • Изучить технологию изготовления изделия;
  • Изучить технологию моделирования изделия;
  • Изучить технологию расчета изделия (вязаного изделия);
  • Изучить историю технологии изготовления изделия;
  • Изучить литературу по изделию, технологии изготовления и т.п.
  • Ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталий изделия;
  • Ознакомиться с современными технологиями изготовления изделия;
  • Ознакомиться с историей создания такого рода изделий.
  • Разработать план изготовления изделия;
  • Разработать форму изделия;
  • Разработать дизайн изделия (диванных подушек);
  • Разработать технологическую карту изготовления изделия (детского развивающего коврика).
  • Выбрать оригинальную технику изготовления изделия;
  • Выбрать необходимый материал для изготовления изделия (ткань, нитки, кружева);
  • Выбрать экологически чистый материал для изготовления изделия;
  • Научиться самостоятельно решать технологические задачи, логически мыслить, выбирать необходимые материалы и применять нужные инструменты;
  • Научиться правильно работать с материалами (полимерной глиной, фурнитурой);
  • Научиться обрабатывать материалы (сложную ткань, древесину).
  • Освоить технику изготовления изделия (резьбы, вышивки, приготовления, вязания, рисования);
  • Освоить технологию изготовления изделия (выпиливания лобзиком);
  • Освоить приёмы изготовления изделия в этой технике.
  • Усовершенствовать свои умения и навыки в изготовлении изделия (в рукоделии, шитье, резьбе);
  • Усовершенствовать навыки и умения в процессе выполнения (столярных, швейных, кулинарных) технологических операций.
  • Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал;
  • Подобрать дизайн изделия;
  • Подобрать необходимые материалы и инструменты;
  • Произвести экономический расчёт стоимости изделия;
  • Провести работу по изучению подобных изделий;
  • Провести теоретический обзор литературы по изготовлению изделия;
  • Провести (экологический) анализ изделия.
  • Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже.
  • Закрепить навыки обработки материала (древесины, ткани);
  • Закрепить знания и умения в технике (вязания) в выполнении изделия;
  • Затратить минимум денежных средств на изготовление изделия.
  • Составить банк идей по созданию изделия;
  • Возобновить схему изделия или технологии изготовления с помощью компьютерной программы Excel;
  • Отработать навыки изготовления изделия (шитья на швейной машине);
  • Раскроить изделие;
  • Сшить изделие.

Примеры постановки цели

Энергосбережению в современном образовательном процессе уделяется особое внимание. Тема настолько актуальная и своевременная, что ее часто ребята выбирают для проведения собственных исследований и разработки проектов

Какую цель можно определить для такой работы? Например, проанализировать взаимосвязь между мерами по утеплению квартиры (дома) и экономией электрической энергии. Проект, касающийся анализа психологического настроя ребят на образовательный процесс, можно предложить ребятам старших классов. Цели и задачи данной работы связаны с изучением психологических характеристик каждого школьного возраста, проведением социологического анонимного опроса, анализом полученных результатов. На основании полученных результатов выстраивается последующая работа, подбираются методы и технологии работы над исследованием.

Понятие цели и ее отличие от задач

Под целями будем понимать совокупность желаемых результатов, ради которых затевается, начинается проект. Иными словами, это такое измененное состояние бизнеса, которое мы хотим достичь и формулируем в качественной (допустимо) и количественной (желательно) формах. Можно ли сказать, что ключевая задача и есть проектная цель? Да, в идеальном случае это возможно. В деловом обороте, тем не менее, цели отличаются от задач различием вопросов, на которые они отвечают.

Первые в своей формулировке отвечают на вопрос о том, какое состояние должно быть достигнуто в результате проекта. В то же время вторые должны ответить на вопрос о том, какие промежуточные и итоговые результаты должны быть при этом обеспечены. Задачи проекта могут и должны быть рассмотрены как некая декомпозиция объекта управления верховного уровня. Вашему вниманию представляется типовой пример такой декомпозиции – «Дерево задач».

Типовой пример «Дерева задач» проекта

Как правильно сформулировать цели и задачи: примеры

Когда вы определились со своим “хочу” и правильно поставили цель, сядьте, возьмите листик бумаги и подумайте: а что вы можете сделать, чтобы ее достичь. Вот тут и пойдет речь о задачах. Написанные шаги могут быть материальными (купить что-то), абстрактными (какие знания вам понадобятся), вы можете использовать свои связи, личностные качества и т. д.

Способ записи личных целей

Записывайте все, что нужно и что уже имеете. Это поможет сформулировать четкие, правильные действия, не распыляться на мелочи и ненужности. Рассмотрим на примерах.

Цель: вы захотели сделать ремонт на кухне.

Что вам для этого нужно (задачи):

  1. Ободрать старые обои, вывезти старую мебель.
  2. Купить новые стройматериалы.
  3. Нанять строительную бригаду.
  4. Контролировать процесс ремонта.
  5. Закупить и установить новую мебель.

Каждое действие на пути к результату может разделяться на подпункты. Например, “купить новые стройматериалы”:

  1. Съездить в магазин, прицениться.
  2. Заработать “энную” сумму денег на ламинат, плитку, натяжной потолок.
  3. В субботу съездить за ламинатом.
  4. Во вторник купить плитку.
  5. Заказать на пятницу монтаж натяжного потолка.

Задачи могут изменяться, варьироваться, но не противопоставляться! Следите, чтобы не было конфликта между ними. Например, первые две в этом списке могут конфликтовать, если вы укажете один и тот же день. Или вторая и третья могут не стыковаться, если вы еще не заработали денег, но в субботу уже кровь из носу нужно покупать ламинат.

Все промежуточные действия должны вести к одному итогу, но могут очень отличаться друг от друга. После выполнения каждого действия отмечайте это у себя в блокнотике. Так вы будете видеть, что не стоите на месте, и вас это будет стимулировать к дальнейшим свершениям.

Обратите внимание на конкретность. Если вы напишете “купить что-то на пол”, то далеко не уедете с такой задачей

Утверждение должно быть максимально четким: “купить светлый ламинат, столько-то, с таким-то диапазоном стоимости”.

Это один пример. Давайте рассмотрим еще, чтобы закрепить эту тему. Будет интересно, если рассмотрим нематериальную цель.

Цель: развить у себя как руководителя хорошую память.

Что вам для этого нужно (задачи):

  1. Узнать, на каком уровне ваша память находится сейчас, – например, пройти тесты на когнитивные способности.
  2. Изучить, что нужно сделать, чтобы пока самостоятельно развить мозг.
  3. Закрепить самостоятельное развитие памяти онлайн-тренажерами, отточить результат.
  4. Проверить навык с помощью теста.

Материальных целей достигать относительно легко, результат можно увидеть, ощутить. Нематериальные нужно иногда подтверждать, проверять, чтобы понять, достигли ли вы того, чего хотели.

Иногда, не видя явного результата, ничего не хочется делать, но нужно находить смысл жизни. Это может происходить из-за неправильно сформулированных задач или слишком огромной цели. Выход – составить подцели с промежуточным итогом. Тогда как-то радостней будет шагать по жизни.

Например: мама хочет “вырастить достойного мужчину”. Но сын слишком балованный и не слушается родителей. Что бы они ни делали по педагогике, результата не видно. Здесь нужно составить подцели:

  • воспитать ответственность;
  • воспитать дисциплину;
  • привить трудолюбие и т. д.

И каждая их этих подцелей будет иметь свое множество задач. Ну а что вы хотели – такие долгоиграющие проекты сложно достигать. Сложно, но можно!

Бизнес-цели в рамках дерева целей

Бизнес-цели являются вершиной дерева цели – набора задач, которые ранжированы по важности и приоритетности. После того как цели первого уровня выделены, можно развивать вторичные уровни

Например, компания сформулировала бизнес-задачу для своего проекта: увеличить количество покупателей до N. 

В системе дерева целей бизнес-цели – это главные задачи, которые считаются наиболее сложными в реализации. Чтобы их упростить, руководство определяет оперативные и тактические задачи. Цели второго уровня – маркетинговые. Они являются подспорьем в достижении бизнес-целей. Отвечают на вопрос – как должна измениться ситуация, чтобы добиться заданной планки? 

Компания-пример на втором этапе работы с бизнес-целями задает себе такой вопрос: каким должно быть поведение целевой аудитории, чтобы их заинтересовал наш продукт? Получив ответ на вопрос, компания видит направления работы:

  • возможность изменить потребительскую базу;
  • предложить клиентам новые способы использования товара;
  • повысить лояльность к продукту компании;
  • привлечь новых покупателей за счет рекламы и продвижения. 

Увидев эти перспективы, руководство проекта формулирует маркетинговые цели. Например:

  • увеличить частоту покупок среди клиентов возрастной категории Х с доходом Y;
  • увеличить количество новых клиентов в возрасте Z;
  • увеличить частоту потребления товара – с одного раза в неделю до трех раз в неделю. 

Подобно бизнес-целям, маркетинговые цели формулируются однозначно, конкретно и с ограничением по времени. 

Третий этап детализации бизнес-цели – формулирование коммуникативных целей. В случае с приведенным примером (увеличение числа клиентов) руководство компании после маркетингового планирования задает такой вопрос: как должен вести себя потенциальный клиент после того, как увидел, услышал или столкнулся с рекламой? 

В данном случае в зависимости от ответов на вопрос фирма определяет, что и как она будет транслировать клиентам, по какие рекламным каналам и как часто. Затем выделяются базовые цели третьего уровня:

  • рассказать больше об использовании товара, донести до клиентов, что товар # 1 эффективнее работает в сочетании с товаром # 2;
  • повышение узнаваемости бренда. Каждый второй потенциальный клиент должен знать название бренда, узнавать товар этой марки по фирменной упаковке;
  • проработать и донести до потенциальных покупателей имиджевые характеристики товара. 

Оптимально установить сроки для реализации каждой подцели. 

Чтобы процесс достижения этих целей было удобнее контролировать, необходимо определить, на какие показатели лучше равняться. Например, охват рекламы, потраченный рекламный бюджет.

Как составить цель проектной работы

Цель проекта напрямую зависит от выбранной темы, дисциплина, по которому выполняется проект, а также взаимосвязана с объектом и предметом, определённым во введении проектной работы (именно поэтому желательно объект и предмет определять перед целью).

Рассмотрим алгоритм составления цели проектной работы:

  1. Для удобства можно выписать отдельно на листок или напечатать в документ Word:
  • тему проекта;
  • предмет который определён во введении (не путать со школьным предметом);
  • объект который был составлен во введении.

Подобрать глагол или отглагольное существительное, который будет описывать то, что будет выполнено в ходе работы над проектном, например:

  • если будет только теоретическое исследование, можно использовать – изучить, выяснить, определить и т.д.;
  • если выполнение проектной работы подразумевает практическое исследование, это необходимо отразить в цели – исследовать, установить, определить и т.д.

Необходимо записать наиболее подходящий глагол для удобства можно на отдельной строке (можно даже несколько).

Простой вариант. Можно просто подставить после выбранного глагола объект исследования или тему проекта и исправить в склонения, на этом составление цели будет окончено, такой способ можно применять ученикам начальной школы, учащиеся других классов также имеют право так составить цель, но простота её формулирования может не устроить учителя (преподавателя).
Более сложный вариант. Необходимо определиться, что именно необходимо сделать в проектной работе для раскрытия темы и как именно её лучше раскрыть т.е. сформулировать цель таким образом, чтобы она отражала суть темы и включала в себя объект и предмет исследования при этом необязательно дословно повторять объект и предмет, но в цели обязательно должна фигурировать тема, возможно, немного перефразированная или расширенная.

Приведём пример сформулированной таким образом цели:

  1. Тема проектной работы: «Исследование воды, продаваемой в продуктовых магазинах города. Вредна ли она или же всё-таки полезна?».
  2. Объект исследования: «Бутилированная (негазированная) вода «Горячий Ключ», «Borjomi», «Donat», «Архыз», «Рычал-Су».
  3. Предмет исследования: «Качество бутилированной воды, её влияние на здоровье человека».

Целью работы может выступать:

Исследовать, вредна или полезна вода, продаваемая в магазинах города.

Итак, цель является расширенным вариантом объекта проектной работы то есть самым простым способом постановки цели в проектной работе является использование связки «глагол (действие) + объект проектной работы», но не желательно дословно повторять объект, при возможности необходимо его расширить или уточнить.

Этапы

При работе над проектом выделяют четыре основных этапа: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный. Такое деление соответствует структуре рабочего процесса и помогает правильно его организовать.

Рассмотрим содержание каждого из них.

Подготовительный

На подготовительном этапе необходимо:

  • выбрать проблему, тему и название проекта, в рамках которых будет вестись работа; 
  • определить цель и задачи;
  • привести обоснование актуальности темы — чем эта тема привлекательна, какую пользу принесет результат проекта, его практическое применение, какую экономическую и экологическую ценность он имеет;
  • продумать оптимальный вариант решения поставленных задач;
  • разработать подробный план их реализации.;
  • рассчитать возможные материальные затраты.

Конструкторский

Его ещё называют этапом планирования. Он предполагает следующую последовательность действий:

  • собрать и проанализировать достаточное для реализации проекта количество информации;
  • изучить технологию создания намеченного объекта, провести необходимые расчеты;
  • если речь идет о создании физического объекта — подготовить технологическую карту, которая содержит в себе последовательность операций, технические условия, необходимое оборудование, перечень используемых материалов и инструментов, эскиз изделия и технику безопасности;
  • выбрать способ демонстрации результатов (текстовый, графический, в виде презентации, видеозаписи и т.д.);
  • продумать критерии оценки результата проекта.

Технологический

Это этап рабочего процесса. Что надо делать на этом этапе:

  • действовать согласно составленной программе;
  • при необходимости по ходу работы над творческим проектом вносить коррективы в план;
  • соблюдать правила техники безопасности, описать их при составлении письменного отчета о проекте.

 Заключительный

  1. На заключительном этапе желательно провести тестирование объекта, убедиться в том, что он полностью готов к сдаче.
  2. Написать экономическое обоснование проекта (насколько он выгоден или мало затратен, приносит ли прибыль).
  3. Доказать его экологичность (насколько безвреден для окружающей среды, способствует ли экономии природных ресурсов).
  4. Завершать проект следует выводом о соответствии проекта поставленным цели и задачам.
  5. Оформить проект в соответствии с требованиями.
  6. Подготовить наглядную презентацию результатов проекта.
  7. Принять участие в обсуждении и защите проекта.
  8. Критически оценить результаты проекта, при необходимости внести предложения по его доработке или предложить альтернативный способ решения проблемы. 

Проверьте цель по критериям SMART

Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART. Это акроним и он переводится как “умный”. Более 60 лет люди добиваются успеха с помощью технологии SMART. Она включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

Конкретность (S)

Формулируйте цель понятно и максимально четко.

Никаких “похудеть” или “научиться”. Конкретизируйте: “ Мой вес равен 65 кг”, “Победа как минимум в 10 шахматных партиях”. Благодаря конкретизации вы увидите свои промежуточные успехи. Например, снижение веса с 80 кг до 71 будет вас мотивировать работать дальше, ведь до цели осталось меньше половины пути.

Насколько высокую планку вы ставите себе? На каком уровне хотите овладеть навыком или усвоить информацию? Например, Михаилу достаточно научиться играть на гитаре простые дворовые песни в три аккорда, а Оксана стремится к участию в международных конкурсах.

Три уровня владения информацией, навыками

Уровень 1. Базовый. Джош Кауфман, автор книги “Первые 20 часов. Как научиться чему угодно” говорит о принципе достаточности. Принцип подразумевает овладение навыком на уровне, достаточном для того, чтобы занятие всего лишь принесло вам удовлетворение.

Уровень 2. Средний. Вы оперируете основными понятиями, не нуждаетесь в готовых шаблонах, можете даже консультировать других.

Уровень 3. Высокий. Вы знаете обо всех тонкостях, хитростях изучаемого предмета. Другие люди ссылаются на вас как на авторитетный источник и берут с вас пример.

Не важно, совершенствуетесь ли вы в области игры на гитаре или осваиваете создание сайтов — везде есть разграничения уровней владения навыками. До постановки цели определите, какой именно результат вас устроит

Измеримость (M)

Формулируйте цель с цифрами:

сроками, объемом, процентами, соотношением, временем

Любая работа подразумевает наличие результата. На SmartProgress есть параметр «Критерий завершения». Заполняя эту строку, вы сформулируете для себя, к чему нужно прийти. Как определить, что цель достигнута? Выучено 100 английских слов, прочитано 60 книг, заработано 800 тысяч рублей.

Достижимость (A)

Задумайтесь, реально ли достижима ваша цель

Иногда достаточно просто включить логику — вряд ли вы отдохнете в Таиланде, если у вас патологическая боязнь самолетов.

Проверяя цель по этому критерию, проведите учет ресурсов. Это время, знания, навыки, деньги, полезная информация, знакомства, опыт. Часть из этого у вас уже есть, а кое-что еще надо раздобыть. На SmartProgress есть поле “Личные ресурсы”, где вы еще раз задумаетесь, что поможет вам достичь цели.

Релевантность (R)

Цель должна соотноситься с другими целями и не противоречить им

Этот критерий еще называют экологичностью цели в значении «бережно для уже существующего».

Насколько новая цель помогает или хотя бы не мешает уже имеющимся?

Экологичность бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя относится к вашим стремлениям, ценностям, убеждениям. Внешняя экологичность — взаимосвязь новых и старых целей.

Например, вы хотите стать начальником отдела, но для этого нужно часто ездить в командировки. А одна из ваших целей — проводить больше времени с семьей. Здесь две цели вступают в противоречие и не могут считаться экологичными.

Вопросы, которые следует задать себе:

  • Как  ваша новая цель соотносится с вашими старыми целями, желаниями, образом жизни, ожиданиями?
  • Такого ли результата вы хотите достичь, ставя данную цель?
  • Стоит ли она затраченных усилий?
  • Почему и для чего вы хотите достичь этой цели?

Определенная по времени (Т)

Поставьте конечный срок достижения цели

Четко поставленные сроки мотивируют работать активнее. Легко оглянуться назад, чтобы проверить, сколько пути пройдено, и сколько еще нужно преодолеть. Закон Паркинсона гласит: “Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить все отпущенное на нее время”. Поэтому, если у цели нет срока, вряд ли у вас дойдут до нее руки.

Боитесь разочароваться и не достичь цели в отведенное время? Тогда поставьте дедлайн чуть дальше, чем требуется.  

Методология дерева целей проекта

Часто понятие дерева целей подменяется образом пирамиды целей и задач. Действительно, такое может быть, когда проект небольшого масштаба. В таком случае дерево целей как таковое просто отсутствует за ненадобностью, его вполне может заменить иерархическая структура работ, потому что целей проекта одна-три, не более. Однако, если проектная задача крупная, масштабная, то в разработке дерева целей имеется прямая необходимость. Ниже представлен пример подобного проекта и разработанного под него иерархии целей. Это проект строительства торгово-логистического центра в городе N.

Пример дерева целей проекта

Метод дерева целей состоит в таком разделении стратегической цели проекта на группу целей более низкого уровня, чтобы реализация нижестоящих целей автоматически приводила к достижению вышестоящей. Настоящий метод определяет условия последовательного прохождения уровней в процессе разбиения целей, называемой декомпозицией по глубине и широте. Для данного инструмента я не рекомендую глубину дерева более трех уровней, а ширину – более четырех нижестоящих позиций. Рассмотрим основные этапы построения дерева целей.

  1. Созвать рабочую группу для процедуры целеполагания по проекту.
  2. Уточнить стратегическую цель компании, которой следует проект.
  3. Сформулировать миссию проекта в соответствии со следуемой стратегической целью проекта.
  4. Произвести постановку и набор целей первого уровня вложенности. В ходе мозгового штурма и с применением методов логического структурирования (локализации) объекта исследования сформировать состав гипотез целей. К методам логического структурирования относятся диаграмма Исикавы, метод контрольных вопросов, метод синектики и т.п. Цель обычно формулируется в качественном формате, начиная с глагола неопределенной формы: улучшить, обеспечить, выполнить, создать, внедрить и т.п.
  5. Выявить действующие ограничения и проанализировать варианты формулировок целей.
  6. Скорректировать формулировки и состав целей первого уровня вложенности, применяя логические правила деления понятий. Такие правила можно найти в любом учебнике по логике. К ним относятся: деление целей по единственному выбранному основанию, попарная несовместимость делимых целей, исчерпание объема исходного понятия, непрерывность и соразмерность деления.
  7. Задать вопрос: «А действительно ли достижение этих целей приведет к успеху стратегической цели проекта?». Если «Нет», то повторить пункты 4, 5, 6 и вопрос пункта 7. Если «Да», то перейти к пункту 8.
  8. Для каждой цели первого уровня повторить действия пунктов 4-7.

Создание дерева целей, как впрочем и дерева задач, является уникальным творческим навыком, для которого, к сожалению, теории работают в недостаточной степени, и нужна практика. Здесь, как говорится, поможет только «воз ошибок», которые нужно не бояться совершать. Теория и алгоритм подобной работы в нашей статье изложен, и мне остается лишь пожелать вам пройти через этот трудный опыт и совершить поиск своих собственных откровений. И ничего страшного нет в том, что результат на первых порах не будет вас очень радовать, ведь даже не совсем корректная иерархия всегда лучше отсутствующей.

Как сформулировать задачи в проектной (исследовательской) работе

Для того чтобы правильно сформулировать задачи проектной работы необходимо:

  1. Определится с тем, как можно достичь поставленной цели т.е. какие необходимо рассмотреть материалы в теоретической части и на какие пункты можно их разделить (желательно 2-4 параграфа), например:
  • изучить историю развития храмов Древнего Рима;
  • рассмотреть основные храмы Древнего Рима;
  • выявить особенности конструкции храмов Древнего Рима.

Далее определиться с практической частью и также решить, из каких этапов она будет состоять, например:

  • подготовка и проведение анкетирования одноклассников;
  • анализ полученных результатов;
  • разработка рекомендаций (если предполагает тема).

Перед тем как составить задачи, необходимо выяснить, как именно будет достигнута цель и доказана гипотеза, выдвинутая при подготовке к выполнению работы, то есть в чём именно будет состоять практическая часть и из скольки этапов она состоит, обычно любая практическая часть подразделяется на:

  • подготовительную (подготовка анкетных листов, материалов для проведения опытов, сбор информации, поиск информации или материалов и т.д.)
  • сам процесс реализации (анкетирование, опыты, расчёт каких-либо данных, анализ статистических данных, изготовление модели, макета, прибора и т.д.).

Так как в задачах указываются все этапы работы над проектом, пропустив какой-либо этап и забыв его указать, а соответственно и рассмотреть этот аспект в работе есть вероятность не достигнуть поставленной цели, что может повлечь переделку всей проектной работы.

Какова цель творческого проекта

Каждый проект имеет тему, цель и задачи. Целью любого проекта являются положительные изменения в искусственной среде, окружающей человека. Необходимо создать нечто новое или улучшить уже имеющееся до весьма заметного эффекта. Новый продукт должен быть конкурентоспособен и отвечать современным запросам человека.

Работа над выполнением проекта способствует реализации творческих способностей учащихся, развитию логического и аналитического мышления, организационных навыков, закреплению технических знаний и умений. Это значит, что в процессе работы над проектом ученики и студенты отрабатывают навыки использования полученных теоретических знаний, практических умений и личностных качеств с целью изобрести, изготовить новый общественно-значимый продукт.

Каждый проект имеет свою индивидуальную цель.  Её можно описать как идеальный планируемый результат (создание модели, итог, вывод), которого желает добиться учащийся в процессе творческой работы с применением определенных технологий. Формулировка цели должна быть грамотной и конкретной. Это поможет в дальнейшем на этапе постановки задач.

Вот простой алгоритм, описывающий структуру цели:

  1. Найти подходящий по смыслу глагол, описывающий, что надо сделать (создать, разработать, развить, испытать, изготовить, сконструировать, модернизировать, выполнить, усовершенствовать, исследовать, научиться, выяснить, нарисовать, сочинить и т.д.). 
  2. Присоединить название изделия (предмета), над созданием которого проводится работа.
  3. Дополнить описание одной или несколькими из характеристик объекта:
  • в чем его польза;
  • где можно применить;
  • для кого он предназначен;
  • в честь какого события создан;
  • из чего изготовлен;
  • по какой технологии выполнен. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector