Характеристики неформальных негативных типов санкций. формальная и неформальная позитивная санкция

Кто может попасть под санкции ЕС по новым актам

Ограничительные меры ЕС могут применяться к следующим категориям лиц:

  • физические лица и компании, прямо совершившие существенные нарушения прав человека (указанные в ст. 2 (1) Регламента);

  • физические лица и компании, которые предоставляются финансовую, техническую или материальную поддержку совершению нарушений прав человека (указанные в ст. 2 (1) Регламента) или иным образом вовлечены в такие действия (англ. — or otherwise involved), включая планирование, управление, подготовка, облегчение и поощрение таких действий;

  • физические лица и компании, которые связаны (англ. — who are associated with) с вышеуказанными лицами.

Если к первой категории лиц Совет ЕС обычно относит государственных служащих, то частные лица и компании могут быть отнесены ко второй и к третьей группам.

Некоторая расшифровка указанных категорий содержится в Руководящих принципах: к примеру, техническая поддержка означает действия, связанные с ремонтом, разработкой, производством, сборкой, тестированием, обслуживанием или любыми другими техническими услугами, а также инструкции, советы, обучение, передача рабочих знаний или навыков, консультационные услуги (п. 59 Руководящих принципов).

Финансовая поддержка означает любые действия, независимо от конкретных выбранных средств, посредством которых соответствующее лицо, условно или безоговорочно, выплачивает или обязуется выплатить свои собственные средства или экономические ресурсы (п. 59а Руководящих принципов). Однако уплата согласованной цены за товар или услугу в соответствии с обычной деловой практикой не являются финансированием или финансовой помощью.

Наиболее сложной для понимания является третья категория, то есть лица, связанные с лицами первой и второй категорий. Критерии связанности вызывают наибольший вопрос с точки зрения соблюдения прав человека и наличия достаточной доказательственной базы, что нередко приводит к аннулированию актов Совета ЕС о введении санкций против таких лиц.

Изначально, понятие «связанных» или «ассоциированных» лиц появилось в 1990-е годы в рамках борьбы против терроризма и деятельности террористических организаций. Целью использования такого механизма было погашение источников финансовой поддержки терроризма и исключение возможности перевода денежных средств от имени третьих лиц, которые рассматриваются в качестве ассоциированных с террористической организацией (к примеру, Резолюция Совбеза ООН от 15.10.1999 № 1267).

Фото: Reuters

Вместе с тем такие санкции часто подвергались критике, с точки зрения обоснованности включения конкретного лица и отсутствия конкретных, дифференцирующих или ограничительных критериев. К примеру, в Общем комментарии Комиссии ООН по социальным, экономическим и культурным правам № 8 (1997) отмечено, что «Комиссия никоим образом не ставит под вопрос необходимость введения санкций в подходящих случаях в соответствии с Главой VII Хартии ООН или иным применимым международным законодательством. Но положения Хартии, которые относятся к правам человека (Статьи 1, 55 и 56) все равно должны считаться полностью применимыми в таких случаях».

В судебной практике неоднократно отмечалось, что мера, применяемая к отдельному человеку или компании, не может быть отделена от целей, которые преследуются в отношении третьей страны. Совет ЕС должен обеспечить наличие очевидной (доказуемой) связи с совершением нарушения, которая обоснована точными и конкретными доказательствами (к примеру, дело №T-316/11 Kadio Morokro v Council; №C-376/10 P Tay Za v Council).

Соответственно, Совет ЕС при принятии решения должен обосновать, каким образом конкретное частное лицо или компания связаны с нарушениями прав человека. Причины, предоставляемые Советом ЕС, должны быть установлены, насколько это возможно, и не могут быть общими или шаблонными (T-47/03 Sison v Council).

Какие ограничения предусматривают новые акты ЕС?

Указанные Регламент и Решение устанавливают прежде всего экономические последствия, а именно заморозку активов лиц, включаемых в санкционный список, а также запрещение предоставления активов таким лицам.

Анализируя Решение Совета ЕС (CFSP) № 2020/1999 и Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998, применяемые ограничения могут быть:

  • заморозка (freezing) всех платежных средств и экономических ресурсов, принадлежащих, удерживаемых или контролируемых подсанкционным лицом (ст. 3(1) Регламента);

  • запрет на предоставление (making available) прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов (ст. 3(2) Регламента);

  • запрет на въезд в ЕС или транзит через территорию ЕС, кроме граждан стран ЕС (ст. 2(1) Решения).

Здание Европарламента в Брюсселе. Фото: Reuters

Заморозка представляет собой запрет использования экономических ресурсов для получения денежных средств, товаров или услуг любым способом (включая аренду и залог), а также запрет любого перемещения, передачи, изменения, использования, доступа или обращения платежных средств, что приведет к изменению их объема, места нахождения. Заморозка применяется в отношении:

  • экономических ресурсов (economic resources), то есть активов любого вида, будь то материальных или нематериальных, движимых или недвижимых, которые не являются платежными средствами (funds), но могут быть использованы для получения средств, товаров или услуг;

  • платежных средств (funds), то есть финансовых активов и выгоды любого рода, включая, но не ограничиваясь: наличными деньгами; чеками; требований денег; денежных переводов; депозитов в финансовых учреждениях; остатков на счетах; долговых обязательствах; ценных бумаг; процентов; дивидендов; другого дохода от активов; кредитов; право зачета; гарантии; аккредитивов, коносаментов.

Упрощая формулировки, поясняем: санкции ЕС запрещают любые действия в отношении экономических ресурсов и платежных средств, которые влекут их уменьшение, перемещение или использование для получения доходов, но это не влечет утрату права собственности. К примеру, если предприятие имеет на банковском счету европейского банка денежные средства, то оно не может их перевести, потратить или положить на вклад, но продолжает оставаться собственником денежных средств. Аналогично нельзя использовать недвижимость для коммерческих целей (к примеру, склад для хранения товара). Следует отметить, что заморозка будет распространяться и на сам товар.

Исключения составляют только непосредственное использование для личных целей: к примеру, физическое лицо может жить в своем доме или использовать автомобиль. Однако запрещается сдача дома в аренду и использование автомобиля как такси (п. 53−56 Стандартов практики ЕС).

Заморозка также ограничивает право на распоряжение общим имуществом, несмотря на то, что партнер не попал в санкционные списки.

Любое распорядительное действие подсанкционного лица будет требовать согласия компетентного органа, то есть МИД страны, в которой находятся активы. Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998 предусматривает перечень оснований, по которым МИД может разрешить совершение действия. Отказ МИД может быть обжалован в судебном порядке.

Заморозка не ограничивает прав кредиторов по договорам: к примеру, они могут без каких-либо ограничений уступить третьему лицу право требования к подсанкционному лицу. Самому подсанкционному лицу для уступки права требования или проведения зачета будет требоваться одобрение МИД.

Запрет на предоставление прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов подразумевает в числе прочего запрет на оплату по договору, возврат денежных средств, имущества; дарение или иную передачу имущества. Толкование этого ограничения достаточно широкое, и суды распространяют его действие, в том числе на меновые отношения. К примеру, если подсанкционная компания до введения санкций поставила товар или осуществила платеж контрагенту в ЕС, то после введения санкций такой контрагент не вправе осуществлять платеж за поставленный товар. Любое такое действие требует одобрения МИД.

Исключение составляют случаи передачи имущества, используемого в личных целях, которое не может быть использовано для получения денежных средств, например одежда или продукты питания (п. 58 Стандартов практики ЕС).

Социальный контроль и социальные санкции

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы – его составные элементы.

Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути – это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Социальная санкция – это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля

В более широком смысле социальная санкция – это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.

Формальные и неформальные социальные санкции

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.

Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.

Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.

Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.

В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Что такое «экономические санкции»

В отличие от санкций общего характера (разрыв дипломатических отношений, ограничение радио или почтового сообщения и пр.), «экономические санкции» принимаются с целью ограничения международной торговли и экономических ресурсов других стран. Исходя из имеющейся практики введения санкций ЕС и США, в том числе в отношении Российской Федерации, Ирана, Ирака, Афганистана, Сирии и Северной Кореи, можно выделить следующие виды экономических санкций:

  • торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта/импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из государства, в отношении которого введены санкции, или поступающие на территорию такого государства;

  • запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США;

  • запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц;

  • ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;

  • ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и пр.) между лицами ЕС (США) и подсанкционными лицами.

Эти виды санкций могут применяться по отдельности или в совокупности как в отношении государственных служащих, так и частных лиц, компаний (первичные или блокирующие санкции — blocking sanctions). Также среди указанных видов санкций разделяют «вторичные» и «секторальные»:

  • вторичные санкции (secondary sanctions) это экстерриториальные санкции, которые применяются к лицам — нерезидентам США. К примеру, компетентный орган США может установить запрет определенным компаниям одной страны сотрудничать с компаниями другой страны, ранее попавшими под первичные санкции. Пример нормативного регулирования «вторичных санкций» в США — Iran & Libya Sanctions Act of 1996, § 1701 или CAATSA в отношении России.

  • секторальные санкции (sectoral sanctions) могут вводиться в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики (нефтегазовой, энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных), в результате чего компаниям ЕС и США запрещено сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, экспортировать товар или совершать платежи по договорам), либо допускается сотрудничество, но с определенными ограничениями. К примеру, в отношении некоторых российских компаний американские санкции запрещают любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа на срок более 14 дней.

Необходимо сделать оговорку, что классификаций санкций очень много как на практике, так и в литературе.

Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций

Впервые санкции к России США и другие страны Запада применили в 2014 г. Санкции первой волны были скорее символическими, актом недоброжелательного отношения к России, и не оказали реального влияния на экономику.

Последующие ограничения стали значительно серьезнее. Под их действием оказались конкретные персоны, банки и предприятия. Кроме того, были наложены ограничения на поставки на российский рынок технологий, вооружения и других товаров американскими, европейскими, канадскими, австралийскими и японскими компаниями.

Санкции ограничили доступ попавших под них отечественных банков к дешевым кредитам, сократили финансирование российских компаний иностранными банками, прервали поступление инвестиций большинства стран ЕС в отечественное производство.

Санкции ведут к увеличению издержек банков,  что вынуждает их понижать процентные ставки по депозитам и повышать ставки по кредитам.

Они породили всплеск финансовой нестабильности в стране. Уже сразу после введения в 2014 г. санкций произошло резкое снижение федеральных фондовых индексов ММВБ и РТС и падение курса рубля.

Под влиянием санкций в 2014 г. увеличился отток иностранных капиталов, сохраняющийся по настоящее время.

Государство поддерживает оказавшиеся под санкциями предприятия. Чтобы получить необходимые для этого средства оно повышает налоги и сокращает расходы на выплату пенсий.

Санкции стран Запада в 2014-2018 гг.  охватили пятую часть ВВП России. Американские санкции затронули более четырехсот российских банков и компаний. Большинство из них являются дочерними отделениями крупных структур. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции страны ЕС, Канада и Австралия

Введенные Россией в ответ на санкции контрмеры стали причиной повышения цен на потребительском рынке и снижения доходов населения. В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из присоединившихся к санкциям стран снизил реальные доходы населения в РФ на 2-3 п.п.

Уход из России зарубежных компаний, вызванный санкциями, сопровождается прекращением перечисления этими компаниями миллиардов рублей налогов и пошлин в бюджет России. В бюджете, в результате, образуется недостаток средств, восполнять который приходится из своих доходов россиянам.

Санкции, которые были введены США в апреле прошлого года, впервые были не секториальными, а блокирующими. Под их влиянием возник существенный отток зарубежных инвестиций из финансов не только затронутых, но и не затронутых санкциями компаний.  В совокупности с повышением базовой ставки ФРС США это понизило курс российского рубля в условиях достаточно высоких цен на нефть.

Главный экономист банка Citi по России и СНГ И. Чакаров определил, что антироссийские санкции ослабили степень влияния нефтяных цен на экономику РФ приблизительно в три раза. Из этого следует, что даже новый этап дорогой нефти достаточно слабо отразится на росте российского ВВП.

Вместе с тем в исследовании АКРА делается вывод о слабом влиянии санкций на финансовое состояние наших банков и компаний. В среднесрочном периоде, по мнению исследователей, санкции нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики.

Некоторые эксперты полагают, что воздействие санкций на темпы роста, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне всей экономики страны может проявиться с большей силой в долгосрочном периоде.

Основным негативным последствием западных ограничений для экономического роста в РФ в долгосрочной перспективе исследователи АКРА считают закрытие совместных технологических проектов, уменьшение объема экспорта алюминия, сокращение добычи углеводородов.

Как это ни парадоксально, но санкции Запада принесли российской экономике определенную пользу.

***

Как позволяют утверждать оценки экспертов, на данный момент перспектив отмены в ближайшем будущем санкционного режима в России не предвидится. В том числе по этой причине актуальными остаются вопросы импортозамещения, поиска альтернативных рынков сбыта при экспорте и улучшения инвестиционного климата в стране. Разрешению указанных проблем может поспособствовать принятие среди прочих следующих мер:

  • обеспечение условий для локализации производства;
  • работа с партнерами из дружественных стран;
  • реформирование систем подготовки и поддержки деятельности высококвалифицированных кадров;
  • вычленение приоритетных направлений технологического развития;
  • формирование условий для взаимодействия между хозяйствующими субъектами разного масштаба и сотрудничества бизнеса и государства.

Санкционная политика коснулась прежде всего финансовой и нефтегазовой отраслей экономики. Однако прямого влияния на рентабельность нефинансовых компаний это не оказало. Эксперты солидарны в том, что в наибольшей степени негативный эффект санкционного режима проявился именно в сферах деятельности банковских и иных финансовых организаций. Однако для некоторых предпринимателей санкции и контрсанкции оказались триггером расширения поля деятельности. Такой положительный эффект ощутили на себе прежде всего сельскохозяйственные предприятия.

Выводы

Но административный штраф — не единственная мера. Например, работнику за опоздание в офис вынесли строгий выговор. Формальность в данном случае заключается в конкретном действии — внесении в личное дело. Если бы последствия за его опоздание ограничились лишь тем, что директор эмоционально, на словах, сделал ему замечание, то это был бы пример неформальных негативных санкций.

Но не только в трудовых отношениях они применяются. Почти во всех сферах преобладают в основном негативные формальные социальные санкции. Исключение, конечно, — моральные и эстетические нормы, правила этикета. За их нарушениями обычно следуют неформальные санкции. Они носят эмоциональный характер. Например, никто не оштрафует человека за то, что он в сорокаградусный мороз не остановился на трассе и не взял в попутчицы маму с грудным ребенком. Хотя общество негативно может на это отреагировать. Шквал критики обрушится на этого гражданина, если, конечно, это предадут огласке.

Но не стоит забывать, что многие нормы в этих сферах закреплены в законах и правилах. А значит, за их нарушение можно, помимо неформальных, получить формальные негативные санкции в виде арестов, штрафов, выговоров и т. д. Например, курение в общественных местах. Это эстетическая норма, вернее, отклонение от таковой. Некрасиво курить на улице и травить всех прохожих смолами. Но до недавнего времени за это полагались лишь неформальные санкции. Например, бабушка может критически высказаться в адрес нарушителя. Сегодня запрет на курение – юридическая норма. За ее нарушение индивид будет наказан штрафом. Это яркий пример трансформации эстетической нормы в юридическую плоскость с формальными последствиями.

САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ

англ.
sanctions, positive; нем.
Sanctionen, positive. Меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведения.

Antinazi.

Энциклопедия социологии
,
2009

Смотреть что такое «САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ» в других словарях:

САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ
— англ. sanctions, positive; нем. Sanctionen, positive. Меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведения … Толковый словарь по социологии

Реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.… … Философская энциклопедия

Совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… … Философская энциклопедия

Александр Лукашенко
— (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

И; ж. Юрид. 1. Утверждение чего л. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию на арест. Дать санкцию на выпуск номера в печать. Задержан с санкции прокурора. 2. Мера,… … Энциклопедический словарь

— (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

трансактный анализ
— направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний): 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как… … Большая психологическая энциклопедия

Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Викифицировать статью. Половые с … Википедия

Большой Энциклопедический словарь

— (от лат. sanctio строжайшее постановление) 1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом,… … Политология. Словарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector