Социальная санкция — что это? отвечаем на вопрос. виды, примеры

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён. 

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Формальные негативные санкции: примеры применения

Получили такое название неслучайно. Особенностью их являются следующие факторы:

  • Связаны с формальным проявлением, в отличие от неформальных, которые имеют только эмоциональную окраску.
  • Применяются только за девиантное (отклоняющееся) поведение, в отличие от позитивных, которые, наоборот, призваны поощрять индивида за образцовое исполнение социальных норм.

Приведем конкретный пример из трудового законодательства. Допустим, гражданин Иванов является предпринимателем. На него работают несколько человек. В ходе трудовых отношений Иванов нарушает условия трудового контракта, заключенного с работниками, и задерживает им зарплату, аргументируя это кризисными явлениями в экономике.

Действительно, объемы продаж резко сократились. У предпринимателя не хватает денежных средств на покрытие задолженности по заработной плате перед сотрудниками. Можно подумать, что он не виноват и может безнаказанно задерживать денежные средства. Но на самом деле это не так.

Как предприниматель он должен был взвесить все риски при осуществлении своей деятельности. В противном случае он обязан предупредить об этом сотрудников и начать соответствующие процедуры. Подобное предусмотрено законодательством.

Но вместо этого Иванов понадеялся, что все обойдется. Работники, конечно, ничего не подозревали.

Когда подходит день оплаты, они узнают, что денег в кассе нет. Естественно, их права при этом нарушены (у каждого сотрудника есть финансовые планы на отдых, социальное обеспечение, возможно, определенные финансовые обязательства). Работники подают официальную жалобу в государственную инспекцию по охране труда. Предприниматель нарушил в данном случае нормы трудового и гражданского кодексов. Проверяющие органы подтвердили это и обязали выплатить в скором времени заработную плату. За каждый день просрочки теперь начисляется определенная пеня в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме этого, проверяющие органы наложили на Иванова административный штраф за нарушения трудовых норм. Подобные действия и будут являться примером формальных негативных санкций.

Какие ограничения предусматривают новые акты ЕС?

Указанные Регламент и Решение устанавливают прежде всего экономические последствия, а именно заморозку активов лиц, включаемых в санкционный список, а также запрещение предоставления активов таким лицам.

Анализируя Решение Совета ЕС (CFSP) № 2020/1999 и Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998, применяемые ограничения могут быть:

  • заморозка (freezing) всех платежных средств и экономических ресурсов, принадлежащих, удерживаемых или контролируемых подсанкционным лицом (ст. 3(1) Регламента);

  • запрет на предоставление (making available) прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов (ст. 3(2) Регламента);

  • запрет на въезд в ЕС или транзит через территорию ЕС, кроме граждан стран ЕС (ст. 2(1) Решения).

Здание Европарламента в Брюсселе. Фото: Reuters

Заморозка представляет собой запрет использования экономических ресурсов для получения денежных средств, товаров или услуг любым способом (включая аренду и залог), а также запрет любого перемещения, передачи, изменения, использования, доступа или обращения платежных средств, что приведет к изменению их объема, места нахождения. Заморозка применяется в отношении:

  • экономических ресурсов (economic resources), то есть активов любого вида, будь то материальных или нематериальных, движимых или недвижимых, которые не являются платежными средствами (funds), но могут быть использованы для получения средств, товаров или услуг;

  • платежных средств (funds), то есть финансовых активов и выгоды любого рода, включая, но не ограничиваясь: наличными деньгами; чеками; требований денег; денежных переводов; депозитов в финансовых учреждениях; остатков на счетах; долговых обязательствах; ценных бумаг; процентов; дивидендов; другого дохода от активов; кредитов; право зачета; гарантии; аккредитивов, коносаментов.

Упрощая формулировки, поясняем: санкции ЕС запрещают любые действия в отношении экономических ресурсов и платежных средств, которые влекут их уменьшение, перемещение или использование для получения доходов, но это не влечет утрату права собственности. К примеру, если предприятие имеет на банковском счету европейского банка денежные средства, то оно не может их перевести, потратить или положить на вклад, но продолжает оставаться собственником денежных средств. Аналогично нельзя использовать недвижимость для коммерческих целей (к примеру, склад для хранения товара). Следует отметить, что заморозка будет распространяться и на сам товар.

Исключения составляют только непосредственное использование для личных целей: к примеру, физическое лицо может жить в своем доме или использовать автомобиль. Однако запрещается сдача дома в аренду и использование автомобиля как такси (п. 53−56 Стандартов практики ЕС).

Заморозка также ограничивает право на распоряжение общим имуществом, несмотря на то, что партнер не попал в санкционные списки.

Любое распорядительное действие подсанкционного лица будет требовать согласия компетентного органа, то есть МИД страны, в которой находятся активы. Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998 предусматривает перечень оснований, по которым МИД может разрешить совершение действия. Отказ МИД может быть обжалован в судебном порядке.

Заморозка не ограничивает прав кредиторов по договорам: к примеру, они могут без каких-либо ограничений уступить третьему лицу право требования к подсанкционному лицу. Самому подсанкционному лицу для уступки права требования или проведения зачета будет требоваться одобрение МИД.

Запрет на предоставление прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов подразумевает в числе прочего запрет на оплату по договору, возврат денежных средств, имущества; дарение или иную передачу имущества. Толкование этого ограничения достаточно широкое, и суды распространяют его действие, в том числе на меновые отношения. К примеру, если подсанкционная компания до введения санкций поставила товар или осуществила платеж контрагенту в ЕС, то после введения санкций такой контрагент не вправе осуществлять платеж за поставленный товар. Любое такое действие требует одобрения МИД.

Исключение составляют случаи передачи имущества, используемого в личных целях, которое не может быть использовано для получения денежных средств, например одежда или продукты питания (п. 58 Стандартов практики ЕС).

Конформизм как способ адаптации

Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:

  • Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
  • Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
  • Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).

Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.

Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции)

Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения

Какие бывают виды социальных норм?

Формальные и неформальные

К формальным относят нормы права. Они зафиксированы в письменном виде в каком-либо источнике права. Если их не исполнять, обязательно последует наказание.

К неформальным — все остальные: моральные, этические, религиозные и т.д.

Отличие формальных от неформальных состоит в их обязательности. Формальные обязательны к исполнению, что подтверждается наличием наказания.

Несоблюдение неформальных социальных норм не приведёт к штрафу или ограничению свободы. Результатом будет разве что социальная изоляция и исключение из коллектива, группы.

Универсальные и специальные

Универсальные нормы распространяются на всех членов общества. К таковым относятся правовые нормы, моральные и этические, эстетические нормы.

А специальные — только на отдельные группы. Это корпоративные нормы в какой-либо организации или в школе, религиозные нормы для верующих, обычаи и традиции, которые соблюдаются не всеми.

Классификация санкций

Сфера применения санкций очень широка, поэтому существует масса разновидностей данного инструмента.

Условно их можно разделить на 3 ключевые категории:

  • персональные;
  • торговые;
  • экономические.

Персональные санкции, как следует из самого понятия, применяются к определенным лицам и их окружению. Как правило, такие лица имеют непосредственное отношение к совершенным нарушениям.

Форма выражения персональных санкций может быть самой разной – заморозка счетов в иностранных банках, арест имущества, запрет на въезд в страну, ведение расследований, причем как связанных с экономикой, так и уголовной деятельностью.

Зачастую создается ощущение, что подобные меры не имеют какого-либо масштабного эффекта. В действительности он есть, и обычно довольно ощутимый. В истории есть масса подобных примеров.

Практически любое клептократическое правительство старается хранить свои финансовые ресурсы и недвижимое имущество за границей. Это дает другим странам эффективный инструмент влияния на политику таких правительств. Под угрозой потери своих ресурсов, они зачастую охотно меняют собственную политику.

Торговые санкции, как правило, применяются в первую очередь и имеют более мягкий характер. Их задача – вразумить нарушителя еще на начальном этапе. К таким санкциям обычно относят отмену торговых преференций, введение ограничений на ввоз и транзит товаров и т. п.

Экономические санкции – это уже практически инструмент наказания нарушителя. Они предназначены для ослабления экономики страны. Государство практически полностью изолируется от международной экономики.

Во всяком случае той ее области, в которой ведут деятельность страны, вводящие санкции.

Сюда можно отнести:

  • торговое эмбарго (запрет на продажу тех или иных товаров);
  • запрет на международные финансовые переводы, отключение от глобальных платежных систем (таких как Swift);
  • запрет гражданам страны, к которой применены санкции, въезжать в ряд других стран;
  • заморозка зарубежных активов страны и зарегистрированных в ней организаций.

Подобные санкции могут привести к уничтожению не только экономики государства, но и страны как таковой. Поэтому в полном объеме такие инструменты, как правило, никогда не задействуют, поскольку это может привести к серьезным изменениям в глобальной экономической системе.

Обычно такие санкции вводят частями, чтобы у государства еще имелась возможность более мирным и цивилизованным путем решить возникший конфликт.

Кто может наказать, кого и за что

В теории международного права санкции представляют собой неблагоприятные для нарушителя последствия, вытекающие из совершения правонарушения и применения ответных мер другими субъектами международного права. Устав ООН, а также Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., устанавливают, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Таким образом, предполагается, что экономические санкции не могут применяться так же, как они применялись вплоть до первой половины 20 века, то есть в качестве способа подавления противника и разрушения его экономики в интересах страны, вводящей санкции. Однако Устав ООН прямо не запрещает применение односторонних ограничительных мер.

Согласно ст. 39−41 Устава ООН основной целью введения санкций Совбезом ООН является поддержание и восстановление международного мира и безопасности. Совбез ООН уполномочен на введение санкций, которые могут включать в себя в том числе торговое эмбарго, перерыв средств сообщения между странами (ж/д, радио, почта и пр.), разрыв дипломатических отношений, «заморозка» активов и запрет на перемещение определенных лиц или компаний, которые каким-либо образом поддерживают (в т. ч. спонсируют и финансируют) противоправный режим. Наглядный пример введения санкций в связи с нарушением мира и безопасности — санкции в отношении Ирака в связи с вторжением в Кувейт в 1990 году.

Следовательно, в рассматриваемых ситуациях санкции преследуют цель наказания и предупреждения совершения государством нарушений, угрожающих международному миру и безопасности, в том числе ведение военных действий против соседних государств или поддержку терроризма.

Однако в настоящее время наиболее известны случаи введения санкций ЕС и США. В данном случае следует четко разделять санкции, вводимые Совбезом ООН на основании гл. VII Устава ООН, и односторонние ограничительные меры отдельных государств или объединений — обычно США и ЕС, но не только. Традиционно именно «санкциями» считаются меры, принимаемые Совбезом ООН как коллективным органом, который выражает общую волю всего мирового сообщества.

Ограничительные меры, принимаемые США или ЕС, не являются санкциями в их обычным смысле, так как носят односторонний характер и выражают волю лишь одного государства или нескольких государств-партнеров. ЕС преимущественно использует термин restrictive measures (с англ. — ограничительные меры). Иными словами, санкции ЕС или США не включаются в санкционный режим, регулируемый гл. VII Устава ООН, и предусмотрен исключительно собственными нормативными правовыми актами США и ЕС.

Фото: Reuters

Санкции ЕС или США (как и других стран) также могут дополнять уже существующие санкции Совбеза ООН, исполняя функцию практической реализации резолюций Совбеза ООН на национальном уровне. Такая ситуация имела место с 1960-х годов, к примеру, в отношении Родезии (сейчас — Зимбабве); Ирака, Ливии, Югославии, Гаити.

Однако в настоящее время ЕС и США вводят ограничения в одностороннем порядке вне санкций Совбеза ООН. В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о законности таких односторонних мер и их соответствия нормам международного права. Как правило, право стран в одностороннем порядке вводить ограничения против других стран обосновывается необходимостью соблюдения принципов Устава ООН. К примеру, представитель США при обсуждении санкций США против Кубы аргументировал позицию следующим образом: «Наша политика санкций в отношении Кубы — это лишь один из инструментов в наших общих усилиях по поощрению уважения гражданских прав и прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией, которой привержена сама Организация Объединенных Наций».

В последние несколько лет ЕС и США вводят ограничительные меры в отношении как самих стран, так и конкретных физических и юридических лиц. В качестве оснований для введения санкций ЕС и США ссылаются на нарушение страной и ее руководством принципов международного права, в том числе предусмотренных Уставом ООН.

Значение самоконтроля для благополучия группы

Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.

Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.

Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств. Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.

Классификация санкций по времени применения

Все существующие виды санкций разделяют на репрессивные и превентивные. Первые применяют после того, как индивид уже совершил действие. Размер такого наказания или поощрения зависит от общественных убеждений, которые определяют вредность или полезность поступка. Вторые (превентивные) санкции предназначены для предотвращения совершения конкретных действий. То есть их цель – склонить индивида к тому поведению, который считается нормальным. Например, неформальные позитивные санкции в школьной системе образования призваны выработать у детей привычку «поступать правильно».

Результатом такой политики становится конформизм: своеобразная «маскировка» истинных мотивов и желаний индивида под камуфляжем привитых ценностей.

Социальный контроль и социальные санкции

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы – его составные элементы.

Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути – это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Социальная санкция – это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля

В более широком смысле социальная санкция – это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.

Виды санкций

Как стало уже понятно, они призваны наводить порядок в обществе. Но ошибочно считать, что санкции носят отрицательный оттенок. Что это что-то плохое.

В политике данный термин позиционируется как ограничительный инструмент. Складывается неверное понятие, означающее запрет, табу. Можно вспомнить и привести в качестве примера недавние события и торговую войну между западными странами и Российской Федерацией.

На самом деле их четыре вида:

  • Формальные негативные санкции.
  • Неформальные негативные.
  • Формальные позитивные.
  • Неформальные позитивные.

Но подробнее остановимся на одном виде.

Формальные и неформальные социальные санкции

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.

Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.

Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.

Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.

В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Социальный контроль и социальные санкции

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы – его составные элементы.

Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути — это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Социальная санкция — это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля

В более широком смысле социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.

Санкция уголовно-правовой нормы: понятие и виды

Альтернативная санкция одновременно может быть как относительно определенной, так и относительной с элементами абсолютной определенности. Альтернативная относительно определенная санкция содержится, например, в ст. 116 УК РФ. Альтернативная относительная санкция с элементами абсолютной определенности — в ст. 317 УК РФ.

Безальтернативная

санкция предусматривает один вид наказания. Например, санкция в ч. 2 ст. 112 УК РФ, которая закрепляет ответственность за умышленное причинение здоровью человека вреда средней тяжести, содержит наказание в виде лишения свободы и только.

Что такое «экономические санкции»

В отличие от санкций общего характера (разрыв дипломатических отношений, ограничение радио или почтового сообщения и пр.), «экономические санкции» принимаются с целью ограничения международной торговли и экономических ресурсов других стран. Исходя из имеющейся практики введения санкций ЕС и США, в том числе в отношении Российской Федерации, Ирана, Ирака, Афганистана, Сирии и Северной Кореи, можно выделить следующие виды экономических санкций:

  • торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта/импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из государства, в отношении которого введены санкции, или поступающие на территорию такого государства;

  • запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США;

  • запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц;

  • ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;

  • ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и пр.) между лицами ЕС (США) и подсанкционными лицами.

Эти виды санкций могут применяться по отдельности или в совокупности как в отношении государственных служащих, так и частных лиц, компаний (первичные или блокирующие санкции — blocking sanctions). Также среди указанных видов санкций разделяют «вторичные» и «секторальные»:

  • вторичные санкции (secondary sanctions) это экстерриториальные санкции, которые применяются к лицам — нерезидентам США. К примеру, компетентный орган США может установить запрет определенным компаниям одной страны сотрудничать с компаниями другой страны, ранее попавшими под первичные санкции. Пример нормативного регулирования «вторичных санкций» в США — Iran & Libya Sanctions Act of 1996, § 1701 или CAATSA в отношении России.

  • секторальные санкции (sectoral sanctions) могут вводиться в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики (нефтегазовой, энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных), в результате чего компаниям ЕС и США запрещено сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, экспортировать товар или совершать платежи по договорам), либо допускается сотрудничество, но с определенными ограничениями. К примеру, в отношении некоторых российских компаний американские санкции запрещают любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа на срок более 14 дней.

Необходимо сделать оговорку, что классификаций санкций очень много как на практике, так и в литературе.

Виды санкций в уголовном праве схема

  1. Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  2. Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания.

Общая и Особенная части УК органически взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единую систему уголовно-правовых норм Заборонювальни нормы Особенной части УК делятся на диспозицию и а санкциию. Диспозиция — часть нормы-запреты Особенной части УК, в которой называется конкретное преступное деяние или описываются его признаки По технике построения и способу описания признаков конкретного вида преступления в УК различают четыре вида диспозиций: простую, описательную, бланкетных и отсылочных Простой считается диспозиция, только называет общественно опасное деяние, не раскрывая его содержания (ч 1 ст 369 УК)

Ссылочная диспозиция

Ссылочная ‏диспозиция ‏ст. 112 «Умышленное ‏причинение средней ‏тяжести ‏вреда ‏здоровью» ‏в ‏данной ‏статье ‏прописывается как ‏»…в ‏ случае как, ‏ㅤ умышленное ‏причинение ‏средней тяжести ‏вреда ‏здоровью, небезопасного для ‏жизни человека и ‏не повлекшего ‏последствий, указанных в ‏ст. 111 ‏УК, но ‏ вызвавшего расстройство ‏или ‏же ‏устойчивую ‏потерю трудоспособности ‏менее ‏чем ‏на 1/3″. ‏Ссылка ‏законодателем ‏дается ‏на ‏другую (111) статью ‏УК.

Ст. ‏264 ‏ «Нарушение ‏ ПДД ‏и ‏эксплуатации ‏транспортных ‏средств», ‏части 2 ‏и 6 ‏отсылают ‏на I часть этой ‏же ‏статьи. ‏Если бы ‏не ‏было ‏отсылочных ‏диспозиций, ‏то ‏пришлось бы прописывать то, что указано в ‏другой статье ‏или её части.

Виды санкций с примерами – 47

В тех случаях, когда пределы не указаны, следует руководствоваться нормами Общей части УК. В пример можно привести следующее: лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 20 лет, по совокупности преступлений — до 25 лет, по совокупности приговоров — до 30 лет. Данные сроки являются предельными для тех санкций, в которых иное не указано. Чаще указан как минимальный, так и максимальный размер наказания 27 .

Кумулятивными

называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции служит санкция ст.77 УК, устанавливающей, что бандитизм наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права. 31 Июл 2021 jurist7sib 144 Поделитесь записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector