Как написать план произведения?

Краткий пересказ

К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.

Мальцев очень скрупулезно проверял состояние механизмов перед работой, не доверяя помощнику, лучше других чувствовал машину, уверенно и сосредоточенно вел поезд. Никакая деталь пути не проходила мимо его взгляда. У Мальцева был особый, необъяснимый талант чувствовать дорогу и не ошибаться в расчетах с набором скорости и поворотах, и под его руководством поезд никогда не опаздывал.

С помощником проработали год до рокового события.

Последний поезд, которым управлял Мальцев, был передан ему с опозданием по плану, и диспетчер попросил сократить время опоздания.

Машинист, помощник и кочегар поддерживали скорость 90 км в час. Из солнечного дня поезд передвигался в буйство природы, грозовые тучи и молнии. Поднялась пыль, стемнело, скорость понизили до 60, было плохо видно дорогу. Перед лобовым стеклом мелькнула вспышка молнии. Помощник и кочегар ее заметили, а Мальцев — нет. Молния ослепила его, но он продолжал вести поезд, так как дорога осталась в его воображении. Вскоре помощник увидел впереди стремительно приближающуюся красную полосу. А Мальцев ее не видел. Помощник машиниста пробовал взять управление в свои руки. Но Мальцев сам перевел поезд в экстренное торможение.

Они остановились в 10 метрах перед паровозом товарного поезда, стоявшего на одной с ними линии. И на тендере был человек, который махал им раскаленной до красна кочергой, чтобы предупредить об опасности. До конечной остановки поездом управлял помощник машиниста, который доложил начальнику депо о произошедшем. На утро зрение Мальцева прояснилось.

Александра Васильевича Мальцева посадили в тюрьму, так как доказать его слепоту следователю не смогли.

Помощник машиниста придумал способ помочь Мальцеву: сделать эксперимент с прибором Тесла, и проверить подверженность машиниста электрическому разряду.

Следователь эксперимент провел, но вторая молния ослепила Мальцева окончательно. Его признали невиновным и выпустили.

Мальцев часто сидел на станции и слушал шум проходящих поездов. Помощник машиниста сдал экзамен и сам стал водить поезд. Однажды он пожалел Мальцева и взял в кабину управления. Они вместе встали за штурвал. Теперь ученик стал учителем. Вновь почувствовав поезд и дорогу, мастер и стал видеть. Он плакал.

Они проговорили до утра, и у бывшего помощника машиниста появилось чувство необходимости в помощи и покровительстве над такими талантливыми людьми как Мальцев, гениями своего дела, душу которых может загубить роковое стечение обстоятельств прекрасного и яростного мира.

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами.

Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

План, составленный с помощью тезисов

Благодаря тезисному плану можно кратко и структурировано изложить всю суть вашего текста, его главные мысли и идеи. Для этого применяются тезисы. Для эффективного восприятия текста его стоит условно разделить на блоки, на каждый из которых отводится примерно 1000 текстовых символов. Каждый из таких блоков относится к соответствующему пункту тезисного плана. Например, если статья или научный доклад состоит из 12000 символов, то необходимо 12 пунктов. Ниже рассмотрим пример такой структуры.

Пример:

  1. Что такое лендинг-пейдж, чем он отличается от обычного сайта, зачем его создавать и как он поможет в бизнесе (с его помощью можно эффективно собирать заявки на продукт или услугу).
  2. Основные критерии лендинга: дизайн, продающая структура текста, наличие всех необходимых элементов.
  3. Для каких ниш бизнеса использование лендинга будет продуктивным.
  4. Полный список рекомендаций, которым должен соответствовать грамотно созданный лендинг-пейдж.

Опорная схема

Такой вид плана отлично подходит для выступлений устного формата. Его суть состоит в том, что «опорами» в нем являются основные слова и словосочетания, по которым можно понять смысл текста. План- опорная схема применяется для небольших текстов, с указанием различных фактов, цифровых показателей, которые фигурируют в статье (например, новостной).

Пример:

  1. Лендинг-пейдж: понятие, особенности
  2. Оформление, продающая структура текста.
  3. Конверсия и посещаемость лендинг-пейдж.
  4. 20 основных пунктов, которым должен соответствовать лендинг.

Вопросный план

Структура такого плана строится на вопросах, которые располагаются в логической последовательности один за другим. Он идеально подходит для описания бизнес-идей, руководств, обучающих материалов.

Пример:

  1. Что такое таргетированная реклама и кто такие таргетологи?
  2. Какие задачи ставятся перед таргетологом?  
  3. Чем отличаются таргетологи от маркетологов?
  4. С чего начать, чтобы стать таргетологом?
  5. Сколько зарабатывают таргетологи?

Назывной

В данном случае составляется план из коротких тезисов, не более 2-4 слов. Глаголы исключаются.

Пример:

  • Встреча царя и девиц;
  • Рождение царевича;
  • Заточение в бочку;
  • Новый замок царицы и царевича;
  • и т.д.

Смешанный

Чтобы написать план статьи такого типа, можно использовать разные подходы – тезисы, вопросы и т.д. Даже не буду приводить пример, думаю, вы и сами прекрасно понимаете, о чем идет речь.

Раскладываем информацию по полкам

В жанре эссе нет четкой структуры написания

Первое, что нужно сделать, – определиться с темой эссе. Понять, какую проблему вы хотите затронуть, какую идею раскрыть.

В жанре эссе не существует строгой и определенной структуры написания. Ваша задача – выразить свои мысли так, чтобы вас понял ваш читатель.

Но для тех, кому тяжело писать или кто пишет в этом жанре впервые и ему не хватает опоры на знания, можно разделить эссе на следующие пункты:

  1. Вступление (акцент на идею и тему вашей работы).
  2. Тезисы (всего лишь ваши мысли и размышления).
  3. Аргументы (это то, что будет подтверждать ваше мнение, для этого следует подкреплять его фактами из описываемого произведения)
  4. Заключение (ваш маленький логический вывод о написанном).

Поначалу стоит начинать писать черновой вариант работы, в котором вы бы могли корректировать свои недочеты. Написать с первого раза хорошее эссе очень трудно.

Если хотите написать по-настоящему стоящую работу, всегда редактируйте свой текст. Не пишите «чиновничьим» языком, эссе – это изложение мыслей и свобода самовыражения, а не доклад.

По несколько раз перечитывайте свои черновики, так как после прочтения вас могут посетить новые мысли и идеи написания. А в завершении не нужно подводить четкую черту и делать конкретные выводы.

Незачем подводить итог рассуждениям, потому что вся работа должна быть «пропитана» вашими мыслями, достаточно обобщить вывод, а не конкретизировать.

Пересказ

Повествователь ведет воображаемый диалог со своим племянником Женей. Когда ребенок вырастет, он, возможно, уже не вспомнит, каким был шалуном. В своих желаниях он не знал удержу, страстно и настойчиво добиваясь исполнения своих капризов. С другой стороны, когда этот пыл утихал, ребенок снова становился послушным, ласковым, любящим.

В один из дней ребенок проснулся с горячим желанием, чтобы дядя сегодня же, сейчас же показал ему цифры. Женя требовал, чтобы сразу же ему купили цветные карандаши, бумагу, выписать детский журнал. Дяде не хочется это делать, и он врет ребенку, что сегодня выходной день, и купить это всё невозможно. Ребенок спорит и капризничает, но и бабушка поддерживает дядю, они вместе убеждают мальчика, что сделать это сегодня нельзя. Женя просит хотя бы показать цифры, но и в этом ему отказывают, откладывая на завтра. Мальчик с угрозой говорит, чтобы дядя запомнил свои слова.

Ребенок придумал себе раздражающую взрослых игру: он подпрыгивает и звонко ударяет пятками по полу. Женя не обращает внимания на замечания старших или пререкается с ними. Дядя резко повышает на него голос, шлепает и выталкивает из комнаты. Чувствуется, что сам он жалеет о своих поступках, но, по собственному признанию, испытывает в этот момент приступ неконтролируемой злобы.

Мальчик закатывается в крике, намеренно вызывает к себе жалость, крича, как ему больно. Взрослые не обращают на него внимания. Бабушка готова войти в детскую и утешить Женю. Но взрослые сдерживают эти порывы. Ребенок вдоволь накричался и затих.

Взрослые и после этого не заходят в детскую, выдерживают характер. Наконец, они по одному, то дядя, то бабушка входят к ребенку так, как будто им что-то необходимо взять. Ребенок сидит на полу и играет со своими простенькими игрушками, коробками спичек. Мальчик вымещает свою обиду тем, что сообщает дяде, что больше никогда ничего ему не подарит и даже подаренное раньше возьмет назад. Бабушка говорит, что, если ребенок будет так себя вести, дядя к ним больше не приедет, а она сама скоро умрет от переживаний. Взрослые делают вид, что совсем забыли о ребенке, называют его злым.

Бабушка продолжает стыдить мальчика за его плохое поведение. Теперь, по прошествии времени после этой ссоры, дядя думает о том, как наивен, открыт, искренен в своих желаниях был маленький человек, но жизнь в лице мудрых взрослых охладила его пыл, заставила долго ждать желаемого, просить, гадать о том, сбудется ли мечта. Они считали, что таким образом они не избалуют ребенка, подготовят его к жизни.

Наконец ребенок вышел из детской, попросил прощения у дяди и снова попросил показать ему цифры. Дядя согласился. Очень стараясь ребенок выписывал на бумаге и повторял: «Один, два, три…». Дядя запомнил, что тройку он писал, как заглавную букву Е.

Что такое план текста и зачем он нужен?

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

ДРУГОЕ

Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это…

Давайте рассмотрим, что такое план-конспект урока, для чего он нужен, и научимся его составлять. Прежде всего,…

Вы пробуете писать рассказы? Это отлично. Но часто бывает так, что перед Вами лежит уже готовый текст, а как назвать…

Если вы мастер рассказывать интересные случаи из жизни и различные истории, то, возможно, стоит задуматься о написании…

Сочинение или рассказ о себе — обязательный элемент школьной программы по литературе и английскому языку. Объем и…

Рассказ и повесть очень похожи друг на друга. Порой даже опытные филологи не могут сходу определить, в каком жанре…

Слово «план» довольно распространено в повседневной жизни. Оно имеет несколько значений: это не только…

Статья — это жанр журналистики, где главной задачей является анализ актуальной ситуации или явления.Для того чтобы…

Прежде чем начать писать сочинение на заданную тему, прочти основные рекомендации и придерживайся их…

Конспект — это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и…

Как опытный, так и начинающий учитель, вне зависимости от предмета, который он преподает, довольно часто ломает голову,…

Существуют различные прозаические жанры: рассказ, новелла, повесть, роман. Чем отличается один жанр от другого? Что…

Обучение каждого студента в ВУЗе завершается защитой дипломной работы. Но вот как написать дипломную работу правильно,…

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить план

Давайте разберем на примере написания обычной статьи в интернете, которую можно продать или написать к себе на сайт. Заголовок и введение — это понятно — первые пункты плана, затем смотрим, про что будем писать сам текст. Для этого открываем несколько похожих статей в интернете, читаем и анализируем. Нам нужно выделить все отдельные смысловые блоки. Например, какой план может быть у этой статьи, которую вы читаете:

  1. Введение.
  2. Что такое план статьи.
  3. Зачем составлять.
  4. Разновидности.
  5. Как составить.
  6. Ошибки.
  7. Примеры.
  8. Советы ирекомендации.
  9. Заключение.

Это все мы выявили из других статей в интернете. Первоначальный план готов. Можете раскрыть все эти пункты или выбрать самые необходимые, в зависимости от требуемого объема текста и вашего взгляда. Все, готовы и подзаголовки сразу. Берем первый пункт и начинаем рассказывать, что такое план статьи, затем переходим ко второму.

В моей статье, которую вы читаете, я, например, решил объединить второй и третий пункт. Также можно объединить примеры и ошибки. Обыгрывать можно как хотите, вы являетесь художником своего текста.

План изучения произведения

Литературное или критическое исследование следует тому же плану анализа произведения, что и большинство других эссе. Он должен писаться по пунктам: введение, утверждение тезиса, основная часть и заключение. Для начала следует составить план анализа книги или отрывка из нее.

Введение начинается с формирования контекста критики:

  1. Необходимо указать полное имя автора, название статьи, которую предстоит анализировать, и любую дополнительную информацию, которая будет полезна для подкрепления тезиса и последующих тематических высказываний (это «кто», «что»).
  2. Стоит четко представить тематическое утверждение или заявление. Тематическое утверждение — это общая концепция или основная идея, которую автор пытается донести (это «почему»).
  3. Завершить введение нужно тезисом. Тезис должен включать в себя: кто, что, почему.

Основная часть анализа должна раскрывать все аргументы по теме произведения. В ней должно быть минимум два абзаца. Инструкция по написанию основной части:

  1. Начинать каждый абзац нужно с краткого аргумента, который должен ненавязчиво входить в основную мысль и относиться к первоначальному тезису.
  2. Каждый абзац должен иметь единую точку зрения.
  3. Соответствующие цитаты помогут подтвердить аргумент.
  4. Закончить стоит сильным заявлением, которое повторяет единственную направленность абзаца. Можно попробовать упомянуть тему в абзацах, но не отклоняться от ответа на вопрос.

Вывод подкрепляет все использованные аргументы и напоминает о тезисе критического исследования

Для составления хорошего вывода нужно обратить внимание на следующее:

  1. Начинать заключение стоит, аккуратно и кратко изложив тезис (не дословно).
  2. Нужно четко объяснить, как идеи и концепции, представленные в основной части эссе, отражают тему. Проще говоря, в заключении также должно быть объяснено, какое сообщение автор хотел донести и как оно связано с примерами, приведенными в анализе.

Составляем пример плана текста по инструкции

Составляем план познавательного поста с интересными фактами о странах Юго-Восточной Азии.

  1. Задача, которую нужно решить здесь является вовлеченность и интерес подписчиков – комментарии, желание поделиться постом на своей страницы или переслать пост своим друзьям.
  2. Каким должен быть текст, чтобы справиться с этим? Интересные, познавательные и небанальные факты. Оптимальное количество 5-10 штук. Этого достаточно, чтобы не заинтересовать и не утомить читателей.
  3. Находим тот материал, который нам доступен. Например, это 25 различных фактов. Из них отбираем 10 самых интересных и структурируем их в виде плана с краткой информацией.

К примеру, это будет опорная схема:

  • Топ самых красивых стран Юго-Восточной Азии для зимовки.
  • 5 городов Таиланда, которые обязательно стоит посетить.
  • Лучшие пляжи Бали.
  • ….

После этого определяем, что из выбранных пунктов будет наиболее интересным. Их размещаем в начале поста и еще один интересный факт ставим в конец. На этом этапе план полностью завершен.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;б) политические предпосылки.

Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.

Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой

Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?. Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Простая структура Сложная структура
  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.

    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.

    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Структура и план итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

Подготовка к написанию итогового сочинения в самом разгаре, школьники тренируются изо всех сил. Писать его сядут уже 4-го декабря уходящего года, и главное для успеха — не забыть про план текста и его структуру.

Правила написания не такие уж сложные, соблюдая их, получится набрать желаемое количество баллов за правильно написанный текст сочинения.

Вступление

Во вступлении должно набраться не менее 60-70 слов. Начало текста вводит читателя в основную мысль сочинения, раскрывает идею текста. В самом начале уместными считаются ключевые фразы, слова или цитаты из узнаваемых произведений литературы, затем следует краткий ответ на вопрос, поставленный в предложенной теме.

Начинать вступление с вопросов не рекомендуется, как и увеличивать объем введения. Самое главное, что от него требуется — формулировка ключевого тезиса.

Основная часть

Самая большая часть сочинения — середина. Не стоит перенасыщать ее тезисами с попыткой аргументировать кусками литературных произведений. Не нужно больше двух тезисов на сочинение. Все предложения в тексте должны быть логично взаимосвязаны и следовать друг за другом, не выбиваясь из контекста.

Каждый из тезисов с подкреплением литературным аргументом должен выделяться в собственный отдельный абзац. Не должно быть так, что абзац начинается с одной мысли и завершается другой, особенно если они противоречат друг другу. К концу основной части должен быть заметен микровывод.

Аргументы состоят из трех важнейших элементов, которые нельзя пропускать:

  • должны быть подписаны название произведения литературы и его автор;
  • необходимо привести пример, выбранный в литературном произведении, верно указаны имена героев. Необходимо, чтобы присутствовал анализ их поступков и действий, но сам сюжет пересказывать не нужно, ведь экзаменаторы уже читали эту книгу и сами;

Заключение

Микровыводы в заключительной части повторяться не должны. Кроме того, нужно избегать расхожих лозунгов вроде “спасайте Россию” и им подобных. Глаголы второго лица в сочинении в принципе неуместны. Все заключение должно быть плотно связанным с темой целого сочинения. Завершить текст красиво и логично можно несколькими способами:

сделать итоговый вывод;
завершить текст призывом, используя акценты вроде Важно или Необходимо;
процитировать уместную фразу;

Алгоритм работы

Главное — удачный выбор темы, в которую можно подобрать литературный аргумент. Без него за сочинение не дадут ни одного балла. Порядок действий, который гарантированно приведет к созданию удачного текста:

  • Выбор темы.
  • Определение вопроса, которому будет посвящено сочинение.
  • Формулирование тезисов.
  • Выбор подходящих произведений из литературы, которые смогут раскрыть проблему полно.
  • Написание плана сочинения, допускаются таблички и схемы.
  • Написание текста в черновом варианте.
  • Перечитывание, исправление ошибок.
  • Еще одно перечитывание исправленного.
  • Перенос в чистовик.

Главное — не писать сочинение сразу начисто. Этот вариант может потребовать исправлений, неаккуратная работа с ошибками может быть оценена ниже. У школьника будет 4 часа для того, чтобы написать сочинение, этого более, чем достаточно для работы с черновиками.

Чужие ошибки, на которых учатся умные

Популярные ошибки часто повторяются при сочинении у самых разных выпускников:

  • искажаются факты биографий, исторических событий;
  • используются лишние слова;
  • появление повторов и тавтологий;
  • неуместное или ошибочное употребление фразеологизмов;
  • жаргон, арго;

Большинство ошибок появляются от снижения концентрации

Крайне важно правильно распределить время, сохраняя внимание, чтобы остались силы на вычитку текста, внесение правок и переписывание в чистовик без описок

Дата проведения итогового сочинения 2020-2021

Положительный результат на итоговом сочинении является допуском к государственной аттестации (ЕГЭ) по итогам учебного года. В 2020-2021 учебном году ученики 11 классов будут писать сочинение:

  • 5 апреля 2021 года – основной срок;
  • 21 апреля 2021 года – дополнительная дата для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам в основной срок;
  • 5 мая 2021 года – дополнительный день для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам 2 декабря или 3 февраля.

Чтобы принять участие в сочинении (изложении) в указанные выше даты, нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения:

  • с 9 по 18 ноября 2020 года – для участия 2 декабря 2020 года;
  • с 11 по 20 января 2021 года – для участия 3 февраля 2021 года;
  • с 12 по 21 апреля 2021 года – для участия 5 мая 2021 года.

Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector