10 способов выучить русский язык

Telegram-каналы

«Грамотность»

Польза. Научит писать грамотно, интересно и без воды.О канале. Это канал о русском языке. Здесь вы узнаете о происхождении слов и их правильном написании и произношении.

«Садись, два!»

Польза. Поможет, если вы забыли правила русского языка.О канале. Автор канала — Ляйсан Замалетдинова, учительница русского языка. Под руководством педагога вы вспомните правила русского языка, перестанете допускать ошибки в сложных словах. Автор разбирает актуальные ошибки из СМИ и дает задания на проверку знаний.

«Учи Русский»

Польза. Расширит кругозор, поможет узнать новые слова и научит писать правильно.О канале. На канале вы узнаете: как образовать множественное число, какие наречие пишутся слитно, а какие раздельно, как писать слова с буквой «ё» и многое другое. Авторы публикуют лонгриды о русском языке и его главных проблемах.

«Букварик»

Польза. Пополнит ваш словарный запас.О канале. На канале можно узнать о происхождении и значении слов, их правильном употреблении и постановке ударений.

«Словарный запас»

Польза. Поможет узнать много новых слов и научит правильно их употреблять.О канале. На канале публикуют карточки со словом, его правильным ударением и значением. Вы узнаете, кто такие яппи, что такое катарсис и многое другое.

Читать еще: «Полезные Telegram-каналы для всех, кто пишет»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

«СОТКА»

Сайт: ; https://vk.comСтоимость: от 2950 р./мес.

Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ — это:

  • Бесплатные онлайн-занятия каждую неделю
  • Авторские скрипты для закрепления полученных знаний
  • Авторские презентации и пособия для эффективной подготовки
  • Забота и дружеская атмосфера
  • Много практики и теории

Форматы подготовки:

КМС — Экстра Лайт

  • 12 онлайн-занятий + доступ к записи с тайм-кодами
  • Инновационная платформа
  • Авторские полезные материалы
  • Ментор, курирующий тебя и твою группу
  • Входной и итоговый тест

КМС — Экстра Стандарт

Лайт плюс:

  • Экспертный вебинар с коучем
  • Вебинар от психолога
  • Квест — тест сложных заданий
  • 2 пробных варианта ЕГЭ
  • Гайд по оформлению второй части

КМС — Экстра Про

Стандарт плюс:

  • Зачёт по пройденному материалу
  • Вебинар по практике сложных заданий ЕГЭ
  • Онлайн-тренажёр по всем темам ЕГЭ

Также есть отдельный курс: Сочинение на максимум

  • 4 занятия по сочинению ЕГЭ
  • Скрипты и конспекты
  • Работа над ошибками
  • Полный разбор структуры и типичных ошибок
  • КМС-Синема
  • Двухэтапное домашнее задание и его проверка;
  • Дополнительные материалы (лайфхаки по поиску проблемы, клише, сборник сочинений на максимальный балл, популярные проблемы на ЕГЭ)
  • Беседа с ментором и единомышленниками

Что вы будете делать на курсе?

  • Полностью разберётесь со структурой сочинения
  • Научитесь находить проблему и формулировать позицию автора
  • Поймёте, как оформлять комментарий и собственную позицию
  • Напишете 10 сочинений и разберёте больше 10 текстов
  • Осознаете разницу между сочинением ЕГЭ и итоговым сочинением

Как на уроках русского языка для иностранцев работать над диалогами?

При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.

2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям)

Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения)

3. После этого надо попросить иностранца закрыть книгу. Преподаватель читает реплики одного из участников диалога, а ученик должен отреагировать на реплики в соответствии с ситуацией в диалоге. Ученик не обязательно должен дословно воспроизводить реплики из диалога. Если иностранец делает ошибки, то преподаватель должен объяснить иностранцу, почему так сказать нельзя и как лучше выразить эту мысль. (Если урок русского языка проходит с группой иностранцев, то на реплики преподавателя иностранцы отвечают по очереди).

После этого преподаватель меняется с учеником ролями, т.е. преподаватель читает реплики другого персонажа диалога (книга у иностранца закрыта!).

! Если Ваш ученик говорит, что все понял и хочет идти дальше, не проработав диалог (не ответив на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), то иностранцу нужно объяснить, что понять – мало, это только первая ступень: чтобы говорить по-русски легко и с удовольствием в реальных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи. И данное упражнение поможет это сделать.

Если иностранец делает много ошибок в диалоге, то к этому диалогу нужно вернуться в конце урока и на следующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.

4. Обсудить с иностранцем данный диалог: например, спросить у иностранца, как бы он поступил на месте персонажей. Если это диалог в магазине, спросить, что он обычно покупает, часто ли он ходит в магазины, в какие магазины он ходит, любит ли он готовить и есть дома или предпочитает ходить обедать в кафе и рестораны, он предпочитает покупать вкусные продукты или полезные продукты и т.д.

Для примера посмотрите, как реализуется этот принцип в учебнике издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»:Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык — стр.12Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык, продолжение — стр.13Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения — стр. 14Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения, продолжение — стр. 15

Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»).

Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи!

Страны, в которых учат русский язык как иностранный

В современных государствах постсоветского пространства изучение русского языка как второго (родного или иностранного) происходит в следующих типах школ:

  • Русский язык как родной: с 1-го класса – русскоязычные школы «национального меньшинства» на Украине, в Молдавии, странах Балтии или русскоязычные школы с изучением русского языка как второго государственного в Белоруссии;
  • Русский язык как «второй родной» – белорусские школы;
  • Русский язык  как неродной: со 2-го класса – киргизские, казахские школы и армянские школы с углубленным обучением русскому языку;
  • Русский язык как иностранный: с 5-го, 6-го, 7-го, и даже с 10-го классов – страны Балтии, Азербайджан, Таджикистан, Молдавия. В странах Балтии формально сохраняется возможность изучения русского языка в качестве первого иностранного, но фактически он изучается по выбору (в качестве второго или третьего иностранного языка. 
  • Билингвальные школы, в которых часть предметов изучается на русском языке, а 40% (и выше) на языке титульной нации – Латвия, Эстония;
  • Смешанные школы, в которых есть классы с преподаванием на русском языке и на языке титульной нации.

Заинтересованы изучать русский язык в Китае, Монголии, Вьетнаме, других странах, где видят в России надёжного экономического партнёра. Большой интерес к обучению русскому языку проявляют абитуриенты российских вузов из Африки. Впрочем, несмотря на агрессивную антироссийскую пропаганду, наблюдается всплеск интереса к русскому языку в США, Австрии, где только в Вене за два года число школ, в которых изучается русский язык, выросло с 9 до 24.

На базе 63 представительств в 56 странах ведутся курсы русского языка.

Распространенность и изучение русского языка в странах Западной Европы (по состоянию на 2004 год)

Страны

Численность российской диаспоры, человек

Число владеющих русским языком, человек

Количество средних образовательных учреждений, обучающих русскому языку

Число учащихся, человек

Количество вузов, в которых изучают русский язык

Число студентов, человек

Австрия

10000

15000

96

4500

5

3000

Бельгия

2000

3000

4

100

5

4000

Великобритания

200000

250000

57

424

24

1000

Германия

3000000

6000000

9700

190000

53

9000

Греция

350000

450000

75

1500

3

520

Дания

5000

6000

30

320

4

170

Ирландия

1000

1500

1

50

1

90

Испания

60000

75000

80

1600

16

400

Италия

1200

25000

10

700

10

60

Кипр

25000

40000

5

367

1

16

Люксембург

300

500

3

32

Мальта

50

100

2

50

Нидерланды

50000

70000

4

10

4

20

Норвегия

4000

6000

10

100

4

215

Португалия

150000

155000

9

432

Финляндия

30000

50000

61

9000

9

1000

Франция

550000

700000

748

14000

14

6000

Швейцария

7000

10000

25

1600

5

350

Швеция

15000

95000

10

500

11

700

Итого

4384735

7952100

10919

224853

178

28513

 

Распространенность и изучение русского языка в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, 2004 год

Страны

Число владеющих русским языком, человек

Количество средних образовательных учреждений, в которых изучается русский язык

Число учащихся, человек

Количество вузов, в которых изучается русский язык

Число студентов, человек

Австралия

85000

8

650

4

230

Канада

500000

9

520

18

2000

Новая Зеландия

7500

2

82

США

3500000

более 100

6500

178

27000

Итого

4092500

117

7670

202

29313

1-4 классы

  • Алфавит. Буква Й
  • Алфавит. Буква С
  • Аннотация
  • Буква Ю и звуки, которые она обозначает
  • Буквы Я, я. Звуки буквы я
  • Дополнение
  • Единственное и множественное число глагола
  • Единственное и множественное число имён существительных
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Звук , буквы А, а
  • Звук и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й
  • Звуки , буквы Т, т
  • Звук и буква И
  • Звук и буква О
  • Звук и буква У
  • Звук и буква Э
  • Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе
  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • Имена существительные собственные и нарицательные
  • Имя существительное. Род имён существительных
  • Как установить связь слов в предложении
  • Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах
  • Обстоятельство
  • Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами
  • Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные
  • Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре
  • Описание деловое и художественное
  • Определение
  • От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка
  • Падежи
  • Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова
  • Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
  • Правописание падежных окончаний имён прилагательных
  • Правописание падежных окончаний имён существительных
  • Правописание предлогов и приставок
  • Правописание слов с разделительным Ь
  • Предложение. Главные члены предложения
  • Предложение. Интонация. Логическое ударение
  • Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
  • Проверка парных согласных звуков в корне слова
  • Простое и сложное предложения. Союзы
  • Прямое и переносное значение слов
  • Речевой жанр — рассказ
  • Речь в жизни человека. Речь устная и письменная
  • Слова близкие и противоположные по значению
  • Слова названия действий предметов
  • Слова с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре
  • Слова – названия признаков предметов
  • Слово и его значение. Знакомство с толковым словарём
  • Слоги
  • Собственные имена имена, отчества, фамилии, клички
  • Собственные имена названия стран, городов, рек, улиц
  • Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
  • Сочетания букв ЧА ЩА, ЧУ ЩУ
  • Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
  • Типы предложений по цели высказывания
  • Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём
  • Фонетический разбор слова
  • Что обозначают буквы е, ё, ю, я
  • Что такое глагол
  • Что такое текстописание
  • Что такое части речи?
  • Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине
  • Язык — к знанию ключ

Особенности языка

  1. Русский язык очень богат омонимами. Одно слово может иметь множество различных значений. Например, ключ – это приспособление для открывания замка и одновременно родник, бьющий из земли.
  2. Большое значение имеет интонация, когда одно и то же слово может выражать нежные чувства и оскорблять. Например, слово «дурашка» часто употребляют как ласкательное, в то же время, сказанное резко, оно тут же меняет передаваемое значение.
  3. Ударение. Некоторые правила русского языка основаны на знании ударения. Не зная, как правильно ставится ударение, невозможно научиться писать без ошибок.
  4. Конструкция предложения. В некоторых языках схема предложения примитивна. У нас она может включать причастные и деепричастные обороты, вводные слова, однородные члены предложения. Одно предложение может состоять из несколько простых или усложненных разнообразными конструкциями предложений. У русскоязычных людей правильная постановка слов в предложении закладывается с детства и трудностей не вызывает, но вот знаки препинания могут ввести в тупик любого человека. Иностранцам приходится разбираться и с конструкцией, и со знаками препинания в ней, что без хорошего преподавателя практически невозможно.
  5. Иноязычным студентам сложно даются времена, глагольные формы, расстановка окончаний в словах, согласованность членов предложения.

Это всего лишь малая толика сложностей, с которыми приходится сталкиваться любому студенту или школьнику.

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

Порядок прохождения курса

Материал в уроке расположен строго в том порядке, в котором его нужно изучать. Другими словами, надо сначала прочитать грамматические пояснения, тщательно продумать все примеры и сравнить их с переводом этих примеров, который дается там же.

Разделы словообразования изучаются в том же порядке.

Идущие за ними упражнения в чтении обязательно нужно выполнять вслух.

После этого следует переходить к изучению текста, который является центром урока. К тексту следует обращаться повторно до полного усвоения его содержания. Рекомендуется сначала прочитать текст про себя, обращаясь за справками к словарю и примечаниям, которые даются сразу после текста, и возвращаясь, в случае надобности, к грамматическим разделам. Добившись полного и точного понимания текста, перечитайте его еще раз (желательно вслух), переведите устно, а если позволяет время, то и письменно.

После этого нужно прочитать раздел, посвященный анализу слов (он дается в каждом уроке начиная с восьмого), и выучить новые слова. Это особенно трудоемкая, но абсолютно необходимая работа. Упражнения, содействующие запоминанию слов, вы найдете в каждом уроке

Особенно важно постоянно повторять слова пройденных уроков как путем чтения текстов, так и всеми другими способами. О том, как проводить эту работу, говорится подробно в уроке 6 (раздел «О запоминании слов»)

После этого приступайте к выполнению упражнений. Делайте их в том порядке, в котором они приведены в самоучителе. Выполнять их нужно письменно, если нет указания об устном выполнении данного упражнения. Пропускать упражнения не рекомендуется.

Контрольные работы по каждому уроку тоже выполняются письменно (кроме тех заданий, где есть указание об их устном выполнении).

Правильность выполнения контрольных работ обязательно проверьте по ключу к контрольным работам и исправьте ошибки, если они есть.

До перехода к следующему уроку надо выполнить повторительные задания, которые даются после контрольных работ (начиная с урока 2). Попутно восполняйте и все обнаружившиеся пробелы в знаниях.

Раздел «Дополнительный материал для устной речи» (уроки 4-18) является факультативным (необязательным). Просматривайте его и выбирайте то, что вы сочтете нужным. Встречающиеся в этих разделах слова включены в словарь самоучителя, но не считаются необходимыми для дальнейшего прохождения курса. Например, в факультативном материале к уроку 8 встретилось слово German немецкий, но в уроке 24 оно выделено как новое. Другими словами, незнание слов этого раздела не мешает изучению основного материала.

Из материала для дополнительного чтения (уроки 8-25) выбирайте тексты по своему усмотрению. В этот раздел включены газетные сообщения, научно-популярные заметки, анекдоты, стихи, пословицы, поговорки, распространенные цитаты. Выбирайте для чтения то, что вам покажется интересным или полезным. Основные слова этого раздела также включены в словарь самоучителя, а менее распространенные слова и выражения объясняются в самих этих разделах (в примечаниях или в самом тексте).

Для занятий заведите себе общую тетрадь, чтобы можно было возвращаться к выполненным упражнениям. Писать на отдельных листках не рекомендуется. Для слов нужна отдельная тетрадь, алфавитный блокнот или карточки (указания по ведению словаря см. в уроке 6).

При изучении шести последних уроков самоучителя вам будет нужен общий англо-русский словарь. Указания, как им пользоваться, даны в уроке 21.

Дальнейшие методические указания вы найдете в самих уроках. Заниматься надо регулярно. Каждый урок рассчитан в среднем на две-три недели работы при занятиях три раза в неделю по часу-полтора. Если вы сможете заниматься по часу пять раз в неделю, будет еще лучше. Помните, однако, что эти 4-5 часов занятий в неделю вы не сможете восполнить занятиями по пять часов один раз в неделю, в выходной день. Такая работа будет гораздо менее эффективной, так как от занятия к занятию вы будете забывать часть пройденного и в общей сложности потратите гораздо больше времени.

7 класс

02. Повторение изученного в 5-6 классах

  • 01. Лексика и фразеология часть 1
  • 02. Лексика и фразеология часть 2
  • 03. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова
  • 04. Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • 05. Морфология. Морфологический разбор слова
  • 06. Стили литературного языка научный, официально-деловой, публицистический
  • 07. Текст. Стили речи

03. Причастие

  • 01. Понятие о причастии
  • 02. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • 03. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • 04. Действительные и страдательные причастия
  • 05. Краткие причастия
  • 06. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  • 07. Морфологический разбор причастий
  • 08. Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
  • 09. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  • 10. Обобщение сведений о причастии

04. Деепричастие

  • 01. Понятие о деепричастии
  • 02. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
  • 03. Написание НЕ с деепричастиями
  • 04. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
  • 05. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. Контрольный урок

05. Предлоги

  • 01. Употребление предлогов
  • 02. Непроизводные и производные предлоги
  • 03. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

06. Союзы

  • 01. Союз как часть речи
  • 02. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении
  • 03. Сочинительные союзы
  • 04. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов
  • 05. Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном
  • 06. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

07. Частицы

  • 01. Понятие о частице
  • 02. Разряды частиц. Формообразующие частицы
  • 03. Смысловые частицы. Продолжение темы
  • 04. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц
  • 05. Отрицательные частицы
  • 06. Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  2. игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector