Матрица в компьютерном мониторе и что это такое?

Однородность подсветки

Для комфортной работы и корректной постобработки важна относительная однородность подсветки. Для того, чтобы экран был подсвечен равномерно, между светодиодами и матрицей располагается рассеивающее стекло. Если оно недостаточно однородно, то на работающем экране могут быть заметны крупные яркие или тёмные пятна.

Кроме того, на равномерность подсветки влияет то, насколько точно соблюдены расстояния между диодами, рассеивающим стеклом и матрицей. Из-за этого даже мониторы из одной партии обладают разной равномерностью подсветки

Именно поэтому очень важно при покупке включить монитор и проверить, насколько равномерно у него подсвечен экран

QD (Quantum Dots)

Еще одна перспективная технология, основанная на использовании квантовых точек. На данный момент мониторов, выполненных по этой технологии, мало, да и стоят они недешево. Технология позволяет преодолеть практически все недостатки, присущие всем остальным вариантам матриц, используемых в дисплеях. Единственный недостаток – глубина черного не дотягивает до того уровня, что есть у OLED экранов.

Как это работает

В основе технологии лежит использование нанокристаллов размером от 2 до 10 нанометров. Разница в размерах не случайна, т. к. именно в этом и кроется вся хитрость. При подаче на них напряжения, они начинают излучать свет, причем с определенной длиной волны (т. е. определенного цвета), которая зависит от размеров этих кристаллов. Цвет также зависит от материала, из которых изготовлены нанокристаллы:

  • Красный цвет – размер 10 нм, сплав кадмия, цинка и селена.
  • Зеленый цвет – размер 6 нм, сплав кадмия и селена.
  • Синий цвет – размер 3 нм, соединение цинка и серы.

В качестве подсветки используются синие светодиоды, а квантовые точки, отвечающие за зеленый и красный цвет, наносятся на подложку, причем сами эти точки никак не упорядочены. Они просто смешаны друг с другом. Попадающий на них синий свет от светодиода заставляет их светиться с определенной длиной волны, формируя цвет.

Эта технология позволяет обойтись без установки светофильтров, т. к. уже заранее получен нужный цвет. Тем самым улучшаются яркость и контрастность, т. к. удается избавиться от одного из слоев, из которых состоит экран.

В отличие от OLED, глубина черного немного ниже. Стоимость таких экранов пока что высока.

Матрица VA – популярна среди геймеров

Матрица VA, которую многие считают «золотой серединой», сочетает в себе наибольшие преимущества панелей IPS и TN или, если хотите, устраняет наиболее важные недостатки обоих типов в одном продукте. В любом случае это означает низкое время отклика, приличная цветопередача, хотя и не такая хорошая, как у IPS, и большие углы обзора. Только этого и этого достаточно, чтобы панель VA стала одним из наиболее часто используемых в игровых мониторах. Нет никаких препятствий для его высокой частоты обновления.

Игровой монитор AOC C27G1 с матрицей VA

Его можно охарактеризовать как средний. Вообще говоря, дисплеи VA дешевле IPS, но дороже TN. Однако на окончательное значение влияет множество различных факторов, а не только тип матрицы. Самое главное – достаточно равномерная подсветка и сразу после распаковки начать настраивать параметры изображения в соответствии с предпочтениями.

Кому должен быть интересен монитор с VA-матрицей? Этот тип оборудования должен удовлетворить всех геймеров, независимо от того, какой жанр они предпочитают. Широкие углы обзора позволяют использовать экран как дополнительный, стоящий сбоку.

Кому следует отказаться от покупки? Цветопередача, хотя и на более высоком уровне, чем в TN, не удовлетворит профессионалов, занимающихся редактированием фотографий, а также графических дизайнеров.

Параметры ЖК-мониторов

Несмотря на то, что время отклика ячейки – далеко не самый важный показатель, чаще всего при выборе монитора покупатель обращает внимание только на этот фактор. Собственно, именно поэтому TN+film и доминирует

Однако при выборе конкретной модели стоит обдуманно взвешивать все характеристики монитора.

Время отклика

Этот показатель означает минимальное время, за которое ячейка жидкокристаллической панели изменяет цвет. Существуют два способа измерения скорости матрицы: black to black, чёрный-белый-чёрный, и gray to gray, между градациями серого. Эти значения очень сильно различаются.

При изменении состояния ячейки между крайними положениями (чёрный-белый) на кристалл подаётся максимальное напряжение, поэтому он поворачивается с максимальной скоростью. Именно так получены значения в 8, 6, а иногда и 4 мс в характеристиках современных мониторов.

При смещении кристаллов между градациями серого на ячейку подаётся намного меньшее напряжение, потому что позиционировать их нужно точно для получения нужного оттенка. Поэтому и времени для этого затрачивается намного больше (для матриц 16 мс – до 27-28 мс).

Лишь недавно в конечных продуктах смогли воплотить достаточно логичный способ решения этой проблемы. На ячейку подаётся максимальное напряжение (или сбрасывается до нуля), а в нужный момент моментально выводится на нужное для удержания положения кристалла. Сложностью является чёткое управление напряжением с частотой, превышающей частоту развёртки. Кроме того, импульс нужно высчитывать с учётом начального положения кристаллов. Однако Samsung уже представила модели с технологией Digital Capacitance Compensation, дающей показатели 8-6 мс для матриц PVA.

Контрастность

Значение контрастности определяется по соотношению яркости матрицы в состоянии «чёрный» и «белый». Т.е. чем меньше засвечен чёрный цвет и чем выше яркость белого, тем выше контрастность. Этот показатель критичен для просмотра видео, изображений и, в принципе, для хорошего отображения любого изображения. Выглядит как, например, 250:1, т.е. яркость матрицы в «белом» состоянии – 250 кд/м 2, а в «чёрном» – 1 кд/м 2. Впрочем, такие значения возможны только в случае TN+film, для S-IPS среднее значение – 400:1, а для PVA – до 1000:1.

Впрочем, заявленным в характеристиках монитора значениям стоит верить только с натяжкой, потому что это значение замеряется для матрицы , а не для монитора. И замеряется оно на специальном стенде, когда на матрицу подаётся строго стандартное напряжение, подсветка питается строго стандартным током и т.д.

Яркость

Измеряется в кд/м 2. Важна для работы с изображениями, для красочных игр и видео. Зависит от мощности лампы подсветки и, косвенно, от типа матрицы (помните недостатки S-IPS?).

Углы обзора

Обычно указываются значения 170°/170°, впрочем, для TN+film это значение – не больше чем декларация. Требованием при определении углов обзора является сохранение контрастности не ниже 10:1. При этом абсолютно безразлична цветопередача в таком положении, даже если цвета будут инвертированы. Также учитываем, что углы определяются в центре матрицы, а на углы мы, естественно, изначально смотрим под углом.

Цветопередача

До пересечения рубежа в 25 мс при переключении ячейки в порядке чёрный-белый-чёрный все матрицы TN отображали честный 24-битный цвет. Однако в гонке скоростей AU Optronics решила честную цветопередачу отбросить. Начиная с матриц со скоростью 16 мс, все TN+film обеспечивают только 262 тысячи оттенков (18 бит). Большее же количество оттенков обеспечивается двумя путями: либо перемешиванием точек с разными цветами (дизеринг), либо сменой цвета ячейки при каждом обновлении картинки (Frame Rate Control, FRC). Второй способ «честней», потому как человеческий глаз всё равно не успевает заметить смены цвета на каждом кадре. Подчеркиваем, все матрицы TN+film быстрее 16 мс — 18-битные, большинство матриц, произведённых по другим технологиям, поддерживают 24-битную цветопередачу. Исключением являются встречающиеся в некоторых мониторах PVA от Samsung, поэтому стоит быть осторожными при выборе. К сожалению, никакой системы в установке 18- или 24-битных PVA компанией Samsung не прослеживается.

На что обратить внимание выбирая монитор для глаз?

1. Наличие технологий защиты зрения

Эффект мерцания, обусловленный широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) — большая проблема для наших глаз, и на это обратили своё внимание производители, создав технологию Flicker-free

(не путать с Flicker-safe). Регулировка яркости подсветки в таком случае происходит за счёт управляющего сигнала, имеющего фиксированную частоту. Впрочем, мониторы с наличием технологии Flicker-free зачастую имеют более высокую яркость, из-за чего часто используется комбинированная система, когда на высоких яркостях устанавливается фиксированная частота, а на низких — широтно-импульсная модуляция.

Технология фильтрации синего цвета также внедряется многими производителями для уменьшения нагрузки на глаза. Когда синего цвета слишком много или слишком мало, в обоих случаях создаётся дополнительное напряжение для зрения. Таким образом, за счёт данной технологии происходит фильтрация низа видимого спектра синего, а для компенсации недостатка синего пользователю предлагается возможность регулировки уровня фильтрации. Присмотритесь к наличию таких пунктов характеристик товара, как Eye Saver Mode

,Ultra-low Blue Light ,Low Blue Light и т.д.

2. Подсветка

3. Время отклика пикселя

Во времена старых ЭЛТ-мониторов большое влияние на зрение оказывала частота обновления экрана. 85 Гц казались земным раем после перехода с параметра 60 Гц. Но это практически неактуально для современных устройств, где нет существенной разницы между 75 Гц и 144 Гц. Гораздо более важный показатель — время отклика пикселя

Чем оно ниже, тем меньше смазывается картинка, что особенно важно в играх. Минимальные показатели задержки (около 1 мс) демонстрируют матрицы TN

4. Разрешение дисплея

Здесь всё просто. Чем больше пикселей — тем выше чёткость изображения. Чем выше чёткость — тем меньше энергии тратят глаза, всматриваясь в мелкие детали.

Матовое или глянцевое покрытие монитора?

Да, полированная глянцевая поверхность планшетов, IMac и таких мониторов выглядит эффектно и круто, но глянец плохо подходит для ежедневной работы.

Источники света, будь то лампы или другой монитор отражаются в глянцевой поверхности, отвлекают от работы, бликуют и мешают работать с изображением. Профессиональные мониторы имеют матовую поверхность, чтобы передавать изображение без каких-либо искажений.

Да, глянцевые дисплеи имеют получше контраст, но для работ с ними нужны идеальные условия, чтобы ничего не отражалось в мониторе. А этого практически нереально достичь в домашних условиях или в офисе.

Полезные советы

В завершение приведем несколько рекомендаций, которые помогут не переплатить деньги за «лишние» характеристики. Алгоритм такой:

  1. Не доверяйте на 100% характеристикам, которые указывает производитель. В большинстве случаев этот параметр завышается для привлечения клиентов. К примеру, угол обзора в 178 градусов в реальности может оказаться ниже. Это же касается и диагонали, которую могли посчитать вместе с боковыми рамками.
  2. Не тратьте деньги на монитор с изогнутым дисплеем. Лучше выбрать обычный вариант, если вы не являетесь профессиональным графическим редактором или геймером. Такие девайсы выглядят красиво, но имеют высокую цену.
  3. Если монитор презентуется, как игровой, это вовсе не говорит о его идеальных характеристиках для игры. Чаще всего это маркетинговая хитрость для привлечения клиентов.
  4. В новых мониторах часто отсутствуют старые разъемы, что может привести к трудностям с подключением старого системного блока. Убедитесь в наличии необходимых гнезд перед покупкой.

Будьте внимательны и старайтесь избегать хитростей продавцов, пытающихся навязать ту или иную опцию. Выбирайте устройство с учетом текущих задач без переплаты за лишние функции.

Какие бывают разрешения экрана для мониторов?

Всего их существует более одного десятка. Разрешение измеряется в пикселях и от него зависит четкость картинки на экране. Например, SXGA (1280х1024), WXGA+ (1440х900 точ), WFHD (2560 на 1080 px). Какое максимальное разрешение монитора? 8K. В пикселях это будет 7680 на 4320 точек. Подобные разрешения пока не сильно распространены из-за дороговизны поддерживающих их устройств и очень малого количества 8К контента.

Какое разрешение экрана для монитора лучше, зависит от целей использования агрегата: для развлечения, серфинга инета, работы с графикой и прочего подойдет стандартное – 1920 на 1080 px. Соотношение сторон при этом будет 16 на 9. Можно приобрести модель и с другим соотношением сторон: 16:10 соответствует разрешению 1920×1200 или 2560×1600, а новое популярное соотношение 21:9 – разрешению 2560х1080, 3440х1440 или 3840х1600. Все варианты прекрасно зарекомендовали себя в работе и играх.

Какое самое распространенное разрешение монитора: 

  • HD – недорогие мониторы (например, LG 19M38A-B), количество пикселей здесь составляет 1366 на 768. Несложные игрушки, видео, простая офисная работа – самое то для HD монитора.
  • FullHD – составляет 1920х1080 пикс (Samsung Curved C24F390F), в настоящий момент это самое популярное разрешение.
  • 4К – размеры здесь 3840 на 2160 px, оптимальный вариант для сферы развлечений: просмотр кино, игровые приложения.

Рекомендуем прочитать: 10 лучших мониторов с разрешением 4К

Определяясь с параметрами разрешения, стоит также руководствоваться размерами дисплея. Какое нормальное разрешение экрана для монитора:

Диагональ монитора Разрешение
(дюймы) (px)
до 21,5 1366х768 и выше
24 не менее 1920х1080
27 1920х1080, 2560х1440
32 2560х1440, 3840х2160
 

Как узнать тип матрицы

Некоторые пользователи, уже купившие себе монитор или ноутбук, порой даже не задумывались над вопросом о том, какая же матрица используется. И тут возникает закономерное желание получить ответ.

Фактически определить тип матрицы можно 3 способами:

Упаковка или техническая документация. Если коробки уже давно большинство пользователей прекратили хранить дома по несколько лет, то техническую документацию обычно сохраняют. Чтобы узнать тип матрицы, достаточно взглянуть на эти бумаги, и всё станет ясно.
Интернет. Поскольку даже на самом мониторе для персональных компьютеров пишется название модели, причём порой это достаточно длинный индекс, информацию можно пробить через онлайн ресурсы

В случае с ноутбуком важно указать в запросе не только название модели, но и конкретную модификацию. В зависимости от неё, ряд характеристик одной и той же модели ноутбука могут отличаться, включая тип используемой матрицы.
Наглядный эксперимент

Его суть заключается в том, чтобы изучить особенности изображения. Это во многом даёт понять, какая матрица используется в основе устройства.

Есть несколько простых рекомендаций для определения типа матрицы.

Пользователю требуется сделать следующее:

  1. Если это TN матрица, то при просмотре цветного изображения под разными углами, а также снизу и сверху, можно увидеть цветовые искажения. Картинка будет блёклой, белый фон начнёт желтеть под другим углом. Полностью чёрный цвет для TN матриц невозможен. Он будет тёмно-серым, но всё равно не чёрным.
  2. Идентифицировать IPS матрицу проще всего с помощью чёрного изображения. Оно будет становиться фиолетовым, если отклонить взгляд относительно перпендикулярной оси.
  3. Если все указанные особенности при просмотре изображений на дисплее будут отсутствовать, то тут есть два варианта. Либо это современная модификация IPS технологии, либо уже полноценная OLED матрица.
  4. Определить OLED также несложно. Отличительной особенностью является отсутствие у таких мониторов ламп подсветки. А потому чёрный здесь будет абсолютно чёрным цветом, поскольку в этом случае пиксели полностью обесточены. Даже у самых продвинутых IPS матриц минимальная чёрная подсветка всё равно будет.

На чём остановить свой выбор, тут уже каждый пользователь должен решать самостоятельно.

Ещё важно понимать, что ориентироваться исключительно на тип матрицы не совсем правильно

Грамотный выбор монитора для ПК или дисплея в ноутбуке предполагает комплексный подход, где каждой характеристике уделяется особое внимание

При этом стоит ориентироваться на более современные решения, а также на наиболее актуальные модификации применяемых в мониторах матриц.

IPS

Альтернативный тип матрицы, разработанный с целью побороть недостатки TN, в частности — искажение цветов при повороте. Полное название — In-plane Switching. Жидкие кристаллы в матрице при приложении электрического поля поворачиваются параллельно друг другу в одной плоскости.

Вариация PLS (Plane-to-line Switching) была разработана Samsung и для обычного человека ничем не отличается от IPS, кроме цены — она немного подешевле. Другие модификации — AH-IPS, E-IPS — вообще принципиально не различаются с точки зрения пользователя.


На дисплее с матрицей IPS при разных углах обзора цвет не искажается.

Недостатки

более высокая цена самое низкое время отклика на действия пользователяКому подойдет?

Любителям варианта «все включено»: на таком мониторе и работать удобно, и кино смотреть, и с графикой поработать. И неспешно поиграть — тоже можно. Это средний ценовой вариант.

CHIP рекомендует

Монитор LG 25UM58 с матрицей IPS и диагональю больше на дюйм (25″) предлагает более высокое разрешение — 2560×1080 при соотношении сторон 21:9, на что намекает его горизонтально вытянутая форма. Он подключается к ПК по HDMI и дает аналогичную цветопередачу (яркость 250 кд/м2 и контрастность 1000:1), но имеет более медленное время отклика — 5 мс.

Ответ на недостатки TN от IPS

Конкурировать с первопроходцами тяжело, но можно, если сделать матрицу лучше на фоне недостатков TN. Так появились IPS мониторы, в которых для повышения четкости, контрастности изображения в конструкцию матрицы добавили направляющие, призванные регулировать яркость каждого отдельно взятого RGB без смешивания. Таким путем удалось добиться качественного черного цвета и естественности цветопередачи.

Технология IPS продолжает успешно реализовываться и совершенствоваться. Главный ее недостаток – длительное время отклика, стал не минуемой расплатой за скрупулёзную работу с качеством цвета. Но постепенно время отклика уменьшается благодаря доработке матрицы за которую активно взялись компании Samsung, DELL, ASUS. По их технологии PLS пиксели стали активнее работать, но догнать ТN пока не могут. Сейчас известно большое множество усовершенствованных матриц S-IPS, P-IPS, H-IPS, E-IPS. Качество цветопередачи постоянно растет, для некоторых из них уже доступна цветность в 30 бит. Но низкая скорость отклика и высокая себестоимость продолжают оставаться главными проблемами.

9DELL U2415

Если вы ищете монитор для минимизации вреда зрению, вероятно, используете его для работы. Комфортное использование в этих целях обеспечено оптимальным соотношением сторон данной модели — 16:10. Работать в графическом или текстовом редакторе с таким монитором — одно удовольствие.

Не лучшим образом U2415 подойдёт для игр. Из-за того, что пиксели не успевают переключаться при воспроизведении динамических сцен или спецэффектов, вы можете замечать на экране характерный шлейф.

За безопасность зрения отвечают технология устранения мерцания подсветки и матовое покрытие. Отдельного упоминания стоит встроенный USB-хаб, через который можно подключать клавиатуру или мышку.

Плюсы

  • Отсутствие ШИМ
  • Широкий диапазон яркости
  • Хорошая конструкция подставки
  • Качественная цветопередача

Минусы

  • Нет DVI/VGA
  • Наличие затемнений на белом фоне по углам
  • Немного завышенная цена

TN

Самый старый тип жидкокристаллической матрицы — Twisted Nematic. Состоит из жидких кристаллов, при приложении электрического поля закручивающихся по спирали. Приставка Film означает дополнительное пленочное покрытие, позволяющее увеличить угол обзора.

В настоящий момент все матрицы этого типа изготавливаются по технологии TN + Film. Так что если в описании монитора стоит просто TN, пленка там все равно есть, и угол обзора увеличен.


Так выглядит изображение на TN-дисплее при разных углах обзора.

Недостатки

небольшой угол обзора (от 90 до 150°) сильное искажение цветов при поворотеКому подойдет?

Экономным покупателям, склонным выбирать устройства бюджетного сегмента, и, как ни странно, геймерам. Особенно любителям экшенов и шутеров, где требуется хороший отклик дисплея — TN-матрицу в этом плане пока никто не обогнал.

CHIP рекомендует

Монитор Samsung S24D300H с матрицей TN имеет диагональ 24 дюйма и разрешение Full HD (1920×1080) c соотношением сторон 16:9. Может подключаться как по VGA, так и по HDMI. Покупатели отмечают хорошее качество сборки и неплохую цветопередачу для TN-матрицы (яркость 250 кд/м2, контрастность — 1000:1). Время отклика монитора составляет всего 2 мс.

Виды матриц: их характеристики, плюсы и минусы

При производстве всех современных моделей экранов используются две базовые технологии, это:

  1. LCD — технология жидких кристаллов. Именно она пришла на смену электронно-лучевой трубке и вытеснила последнюю с рынка электроприборов.
  2. LED — это жидкокристаллический дисплей, матрица которого подсвечивается с помощью маленьких светодиодов.

Остальные существующие типы являются более усовершенствованными разновидностями двух данных видов.

TN-матрица

Можно смело называть долгожителем среди всех существующих экранов. При изготовлении используются пиксели, которые закручиваются по спирали. Такой метод позволил добиться очень хорошего времени отклика.

Несмотря на то что TN — технология способна обеспечить хорошее время отклика, данный вариант имеет больше минусов, чем плюсов. К недостаткам можно отнести:

  • дисплей очень недорог в производстве — это может привести к тому, после покупки могут появиться битые пиксели;
  • светофильтр здесь расположен горизонтально, поэтому цветопередача и контрастность имеют очень низкое значение;
  • угол обзора также оставляет желать лучшего — стоит немного повернуть экран, как изображение становится почти неразличимым.

Подойдёт для использования в офисе, где не требуется особо высоких характеристик экрана.

TN + Film матрица

Является усовершенствованным вариантом TN-дисплея. При производстве добавили ещё один специальный слой, который немного улучшил угол обзора. Благодаря недорогой стоимости является очень популярной как у производителей, так и у пользователей.

К недостаткам такой технологии можно отнести:

  • несмотря на добавленный слой, уровень угла обзора всё равно неудовлетворителен;
  • экран не может обеспечить хорошую цветопередачу, яркую картинку и контрастность — многие пользователи жалуются на то, что при работе за таким экраном, быстро устают глаза.

Дисплей популярен у геймеров, так как имеет очень высокий показатель времени отклика. Также он подойдёт для любителей смотреть видео.

TFT-матрица

Аббревиатуру можно расшифровать как «транзистор с тонкой плёнкой». Этот вариант не является самостоятельно существующей технологией производства матрицы. Это всё тот же TN — монитор, однако пиксели здесь управляются другим способом — с помощью микротранзисторов. Другими словами, это не отдельный вариант, а технология управления пикселями.

IPS-матрица

Является модернизацией технологии TFT. Обладает очень качественной цветопередачей. Здесь молекулы пикселей располагаются параллельно. Благодаря этому экран отличается большим значением угла обзора. Картинка очень яркая, реалистичная и сочная. Также он обеспечивает отличную передачу чёрного цвета. Именно он отвечает за контрастность.

Несмотря на такие характеристики, технология имеет свои недостатки. Так, из-за параллельного расположения пикселей, время отклика у монитора очень низкое. По этой причине он не подходит для игр и просмотра видео. Если на изображении присутствуют движущиеся предметы, они будут оставлять шлейфы. Цена у таких дисплеев очень высока.

Такая матрица пользуется популярностью у людей, профессионально занимающимися дизайном и фотографиями. Профессионалам очень важны чёткость картинки, цветопередача и максимальная реалистичность.

PLS-матрица

Является более дешёвым вариантом IPS-мониторов. По своим основным характеристикам они очень близки к IPS. Среди непрофессиональных мониторов они обладают максимальной цветопередачей, яркостью и контрастностью. Однако время отклика также низкое.

Для использования профессионалами они уже не подойдут, так как опытный глаз заметит изменение в полутонах при любом отклонении от перпендикулярной линии обзора. Обычный же пользователь таких нюансов не увидит.

VA, MVA и PVA матрицы

Так же, как и TFT, являются технологиями производства матрицы монитора, а не отдельным её вариантом.

  1. VA — выравнивание по вертикали. Не пропускают свет в выключенном состоянии, что характерно для TN мониторов.
  2. MVA — усовершенствованный вариант VA технологии. Было улучшено время отклика. Этого удалось добиться благодаря методу Over Drive.
  3. PVA — это запатентованная разработка корпорации Samsung. По сути, это тот же MVA.

Какая матрица лучше для монитора

Довольно часто при покупке компьютера возникает проблема, какой тип матрицы выбрать для монитора. Для этого нужно сравнить несколько вариантов и выбрать наиболее подходящий. Основными параметрами являются:

  • Угол обзора. На первом месте самые дорогие OLED и QLED. За ними идут по нисходящей IPS, VA и TN.
  • Время отклика. Лучшие показатели у OLED и TN, несмотря на низкую цену последнего. Матрицы IPS и VA находятся на среднем уровне.
  • Далее подбираем цветопередачу. Наиболее эффективными считаются OLED и QLED, далее – IPS и VA. На последнем месте – TN.
  • Контрастность. У всех матриц она примерно на таком же уровне, как и цветопередача. То же самое касается и стоимости изделий.

Окончательный выбор делается индивидуально, с учетом будущих условий эксплуатации.

Разрешение экрана и его влияние на FPS

Многие думают, что диагональ и разрешение экрана — это примерно одно и то же. Это не так. Теоретически, можно сделать маленький 20-дюймовый монитор с разрешением 4К, но в этом банально нет смысла: пиксели просто смешаются в кучу и высокое разрешение не сможет раскрыть свой потенциал.

Принцип «чем больше, тем лучше» здесь работает плохо, ведь разрешение экрана — это практически единственная характеристика монитора, которая влияет на производительность в играх: когда компьютер «рендерит» картинку, то он должен обработать каждый пиксель монитора. Чем больше разрешение, тем больше пикселей.

В итоге, если у вас слабый ПК, то при переходе с 1920×1080 на 4К количество кадров в секунду может снизиться примерно на 30-40%. Таким образом, для комфортной игры в 4К-разрешении нужна видеокарта не менее GTX 1080 Ti или RTX 2080, а если нужно добиться хорошего фреймрейта в 1440p (разрешение 2560×1440), то можно обойтись карточкой уровня GTX 1070.

Впрочем, переход на 4К имеет и свои преимущества. Во-первых, все больше современных видеокарт создаются с упором на высокие разрешения, а значит падение производительности с годами будет ощущаться все меньше. Также за счет большего разрешения можно отказаться от программного сглаживания, но только если диагональ монитора находится в пределах 24-27 дюймов.

Многие производители это понимают. Модели 24 и 27 дюймов (разрешение Full HD) отлично подойдут к средним компьютерам.

У компании MSI помимо Full HD есть и QHD-решения — для диагонали больше 24 дюймов это идеально, так как картинка получается четкой, шрифты отлично читаются, но при этом нагрузка на видеокарту не такая сильная, как у 4K-мониторов.

Что лучше выбрать

Актуальным остаётся вопрос о том, какую матрицу будет лучше выбрать для монитора, учитывая такое разнообразие технологий и их модификаций. Чаще всего сравнивают, что же лучше — матрица VA, или всё-таки IPS.

Также закономерно спросить, какая матрица окажется лучше для глаз, поскольку вопрос сохранения зрения очень актуален для пользователя любого возраста. Всё же мало кому захочется сидеть перед вредным экраном, который буквально за пару лет способен посадить зрение. А ведь многим людям в современном мире приходится постоянно находиться за компьютером или перед экраном ноутбука, поскольку это их работа.

Чтобы определить лучший тип матрицы, применяемой для мониторов, стоит сравнить все представленные варианты. Разумеется, в основе будет лежать базовая технология. Сравнивать абсолютно все модификации бессмысленно и проблематично.

Потому в основе будут лежать технологии TN, IPS и MVA (PVA). Да, сюда также можно включить OLED. А вот про QD дисплеи говорить пока слишком рано. Большинству покупателей они просто недоступны.

Перед тем как выбрать ту или иную матрицу для компьютера или ноутбука, их следует сравнить между собой по нескольким основным параметрам.

  1. Угол обзора. Здесь явным аутсайдером выступает TN матрица. Следом идёт MVA технология со средними показателями. Углы обзора у IPS выше предыдущих вариантов, но уступает по этому показателю только OLED и QD матрицам.
  2. Время отклика. Тут доминирует OLED технология с очень низким временем отклика. Далее идёт, как ни странно, TN матрица. А вот у IPS и MVA технологий время отклика среднее.
  3. Цветопередача. Она же цветовая эффективность. Самая низкая у TN. На втором месте с конца стоит поставить MVA. Она лишь немного уступает IPS дисплеям. Лучшими в этой категории являются OLED и QD.
  4. Контрастность. Между IPS и MVA можно смело ставить знак равенства. А вот у TN дела обстоят несколько хуже. Претензий по контрастности к OLED нет и быть не может.
  5. Воспроизведение движения. Это не особо зависит от самой матрицы. Тут вопрос, скорее, к самой технике, то есть к мониторам. Здесь MVA и IPS примерно на одном уровне, а TN традиционно немного уступает.
  6. Стоимость. Самыми дешёвыми мониторами закономерно будут те, которые основаны на TN матрицах. Далее идут MVA дисплеи. Чуть дороже обойдутся IPS, что вполне ожидаемо. А самыми дорогими закономерно станут мониторы с матрицей OLED или QD.

Важно понимать, что окончательный выбор конкретной матрицы для монитора – вопрос достаточно индивидуальный и зависит от нескольких факторов. У покупателей ноутбуков вариантов не так много

Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями

У покупателей ноутбуков вариантов не так много. Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями.

А вот для мониторов под обычные настольные компьютеры ограничений по выбору типа матриц нет. Тут главное – ориентироваться на поставленные перед дисплеем задачи, а также на собственные финансовые возможности. Если нужен недорогой дисплей, на котором можно заниматься офисной работой, периодически играть и смотреть фильмы, то даже качественной TN матрицы будет вполне достаточно.

MVA и IPS матрицы считаются более универсальными. Только здесь следует учесть некоторые моменты. IPS хороши в плане отображения графики. Они прекрасно подойдут для дизайнеров, решения полиграфических задач. А вот для активных геймеров это не лучшее решение из-за времени отклика. Для кино, спокойной и размеренной работы превосходный выбор. Для динамичных компьютерных игр лучше выбрать альтернативную матрицу. Хотя глаза при этом уставать не будут.

Но и VA матрицу нельзя назвать идеальным решением для видеоигр. Всё зависит от конкретной модели и применяемой технологии. Самые простые варианты плохо реагируют на резкую смену картинки.

IPS мониторы считаются наиболее популярными. И это вполне закономерное явление. Постепенно их вытесняют OLED дисплеи, что также ожидаемо. Ситуация в 2020 году неизменная. Но есть высокая вероятность того, что ряд представленных технологий в скором времени прекратят своё существование. Если IPS ещё держится, то времени у TN матриц осталось не так много. Будущее за OLED и QD матрицами.

TN (Twisted Nematic)

Один из самых старых типов матриц, до сих пор актуальный и используемый. В настоящее время применяется ее модифицированная версия, маркируемая TN+film. Популярность ее зиждется на двух основных преимуществах: быстродействии (низкое время отклика и задержки) и низкой цене. Действительно, время отклика порядка 1 мс – это в порядке вещей.

Даже недостатки, присущие этой технологии изготовления экранов, не в силах отправить ее на покой. А минусов хватает. Это и небольшие углы обзора, и неважная цветопередача, и невысокая контрастность, и недостаточная глубина черного цвета. Хотя, если экран расположен прямо перед глазами владельца, то проблема с углами обзора несколько снижает свою остроту.

Ухудшается положение еще и тем, что разные матрицы от разных производителей могут серьезно отличаться друг от друга. Если в дорогих игровых моделях ноутбуков или игровых мониторах может устанавливаться вполне сносный экран, то в бюджетных устройствах качество дисплея может быть весьма посредственным.

Как это работает

Сам экран представляет собой «бутерброд» из двух поляризующих фильтров, между которыми расположены электроды на прозрачных подложках с обеих сторон экрана, двух металлических пластин и, в середине, слоя жидких кристаллов. С внешней стороны экрана устанавливается светофильтр.

На стеклянные пластины нанесены бороздки, причем во взаимно перпендикулярном направлении, что задает первоначальную ориентацию кристаллов. Благодаря такому расположению бороздок, жидкие кристаллы закручены в спираль, откуда, собственно, и пошло название технологии Twisted Nematic.

Если напряжения на электродах нет, то расположенные по спирали кристаллы поворачивают плоскость поляризации света таким образом, что он проходит через второй (наружный) поляризационный фильтр. Если напряжение на электроны подано, то, в зависимости от уровня этого напряжения, жидкие кристаллы разворачиваются, изменяя интенсивность проходящего света. При определенном напряжении плоскость поляризации света не будет изменяться, и второй фильтр полностью поглотит свет.

Наличие двух электродов позволяет улучшить энергоэффективность, а частичный поворот кристаллов благотворно влияет на быстродействие матрицы.

Из-за того, что при отсутствии напряжения кристаллы пропускают свет, при возникновении дефектов в матрице («битые пиксели») они представляют собой светящуюся белую точку. В других технологиях такие точки темные.

Идентифицировать «на глаз» матрицу TN можно, если посмотреть на включенный экран под углом. И чем больше он (угол) будет, тем более блеклыми будут становиться цвета, тем менее контрастным будет становиться изображение. В некоторых случаях возможно даже инвертирование цветов.

8Viewsonic VX2263Smhl

Хорошо известный сознательным покупателям термин Flicker-Free активно используется производителями для защиты глаз пользователей от мерцания (ШИМа). Однако мало кто раскрывает все технические особенности реализации этой технологии. На их фоне выделяется старый-добрый бренд Viewsonic, заявляющий: яркость светодиодов у них регулируется с помощью изменения силы протекающего тока (другими словами, DC-модуляция). Тот факт, что у данного монитора мерцание отсутствует практически полностью, подтверждается осциллограммами от авторитетного немецкого ресурса PRAD.

VX2263Smhl поддерживает разгон матрицы, обладает режимом лучшего отображения тёмных сцен, умением работать с гаджетами через стандарт MHL.

Плюсы

  • Нет мерцания на всех уровнях яркости
  • Есть фильтр синего
  • «Выбор покупателей»
  • Встроенные динамики

Минусы

  • Засветы в нижних углах
  • Слабо регулируемая подставка
  • Высокий процент брака
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector